В каких случаях начинающие предприниматели заказывают проведение оценки бизнеса? Когда проведение данной процедуры является обязательным, а когда желательным? Каковы ее особенности? Эти и другие вопросы «Нижегородский коммерсант» адресовал арбитражному управляющему, аудитору, специалисту по оценке бизнеса, судебному эксперту по финансово-экономической и оценочной экспертизе Лидии Хохловой.
Цель оценки
«Оценочная деятельность направлена на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается наиболее вероятная цена, по которой конкретный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. Субъектами оценочной деятельности выступают юридические лица и физические лица, индивидуальные предприниматели и потребители их услуг», – поясняет Лидия Хохлова.
По словам эксперта, проведение оценки является обязательным в случае банкротства, приватизации, национализации, ликвидации, переоценки основных средств передачи в доверительное управление, в качестве предмета залога, при переуступке долговых обязательств, при выкупе, при наличии в уставном капитале доли государства, лизинге, страховании, аренде.
Не обязательно, но крайне желательно проводить оценку в случае купли-продажи, мены, инвестиционного проекта, переоценки, судопроизводства, исполнительного производства, инвентаризации, страхования, аренды, при выкупе и определении долевых интересов собственников.
Процедурные детали
«Объектами оценки выступают отдельные объекты, комплексы объектов, в том числе предприятия, бизнес, акции, доли, движимое или недвижимое имущество в составе предприятия, право собственности, право требования, иные объекты гражданского права. В свою очередь, предметом оценки бизнеса является определение стоимости приносящего доход действующего предприятия, а задачей – прогнозирование будущих доходов и определение их текущей стоимости», – отмечает Лидия Хохлова.
Процедура оценки предусматривает:
- заключение договора об оценке,
- установление количественных и качественных характеристик объекта (идентификация, определение состояния объекта),
- изучение предоставленной документации,
- анализ рынка, относящегося к оцениваемому объекту, на основе чего делается вывод о наиболее эффективном использовании объекта,
- выбор подходов и методов оценки,
- проведение необходимых расчетов,
- обобщение результатов.
Для оценки бизнеса необходимы следующие документы:
1. Годовые балансы (за последние три года).
2. Годовые отчеты о прибылях и убытках (за последние три года).
3. Расшифровка счета 08 («Незавершенное строительство») с указанием суммы, даты и цели капиталовложений (по оборудованию к установке (если есть) – аналогично).
4. Расшифровка краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений с указанием суммы (в рублях), даты и цели капиталовложений.
5. Копии кредитных договоров, заключенных предприятием.
6. Список дебиторов с указанием адреса дебитора, даты возникновения задолженности и суммы задолженности (в рублях).
7. Список кредиторов с указанием вида задолженности, даты возникновения задолженности, суммы задолженности (в рублях), процентов и штрафов, начисленных на просроченную задолженность (в рублях).
8. Расшифровка задолженности во внебюджетные фонды и по налогам (если есть) с указанием вида платежа и суммы задолженности (в рублях).
9. План приватизации предприятия (если есть).
10. Учредительные документы: свидетельство о государственной регистрации предприятия, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, устав предприятия.
11. Договор аренды земли (включая приложение расчета ставки арендной платы).
12. Свидетельство регистрации права собственности на землю и расчет земельного налога (если земельный участок в собственности).
13. Кадастровый план земли земельного участка (если есть).
14. Свидетельство регистрации права собственности на здания и сооружения (если есть).
15. Паспорта БТИ на здания и сооружения (если есть).
16. Акты приемки в эксплуатацию ведомственной приемной комиссией объектов недвижимости (если есть).
17. Среднесписочная годовая численность работников за последние три года.
18. Номенклатура производимой продукции (оказываемых услуг).
19. Отпускные цены на продукцию (услуги), оказываемые предприятием.
20. Данные о производстве и реализации продукции (услуг) за последние три года в натуральном и в стоимостном выражении.
21. Сведения об основных потребителях продукции (услуг) в натуральном и в стоимостном выражении.
22. Сведения об организационной структуре предприятия.
23. Бухгалтерская справка за последние три года на: электроэнергию, отопление, газоснабжение (если есть), водоснабжение, канализацию, охрану.
В случае отсутствия каких либо документов, главный критерий делать на финансовую отчетность за последние три года.
Сроки выполнения работ по оценке ограничиваются минимальными нормативами (от одного до тридцати дней) и зависят от сложности работ, количества задействованных оценщиков и их квалификации. Указанные факторы влияют и на стоимость оценочной услуги, которая тем выше, чем сложнее задание на оценку. Срок же действия отчета об оценке составляет шесть месяцев.
Разносторонние подходы
По словам Лидии Хохловой, основными подходами к оценке бизнеса являются: доходный, основанный на дисконтировании будущих или капитализации текущих платежей; рыночный; затратный, основанный на методах накопления активов и ликвидационной стоимости.
Доходный подход в оценке бизнеса учитывает три фактора: размер дохода, который владелец активов рассчитывает получить в будущем; сроки получения этих доходов; риск неполучения предполагаемых доходов и вложенного капитала. «Кроме того, учитываются также систематические риски, связанные с колебаниями на рынке ценных бумаг, вызванными макроэкономическими и политическими причинами, и несистематические, связанные с финансовыми и хозяйственными особенностями, присущими данной компании», – перечисляет эксперт.
В свою очередь, рыночный подход к оценке бизнеса основан на ретроспективных данных. «Сравнительный анализ ретроспективных данных положен в основу метода оценки бизнеса, получившего название метода компании-аналога. Он предусматривает оценку стоимости предприятия либо путем сравнения его с аналогичными, акции которых свободно обращаются на фондовых рынках (метод рынка капитала), или уже проданными и купленными в течение недавнего времени компаниями (метод анализа сделок). Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки, и обосновывает их выбор», – объясняет Лидия Хохлова.
По замечанию эксперта, в результате анализа применимости каждого подхода для оценки рассматриваемого объекта можно сделать следующие выводы:
- затратный подход полезен в основном для оценки объектов, уникальных по своему виду и назначению (то есть тех, для которых не существует рынка),
- сравнительный подход отражает ту цену, которая может возникнуть на рынке с учетом всех его тенденций и предпочтений покупателей,
- подход с точки зрения доходности отражает предельную стоимость, больше которой потенциальный инвестор, рассчитывающий на типичное использование объекта и на принятые ставки доходности, платить не будет.
Даже в том случае, если оценка бизнеса не является регламентированной законодательством процедурой, эксперты советуют всем предпринимателям обратиться за данной услугой до момента регистрации фирмы либо до подписания соглашения с инвесторами.
Материал подготовила Екатерина Аникина