Нижегородский коммерсант

Нижегородский коммерсант

Рубрика Финансы | Выпуск 07 (64) Дмитрий Лепетиков: «Стабильность банковской системы не вызывает опасений»

По мнению Дмитрия Лепетикова, директора Центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24, существующие сегодня опасения по поводу краха российской банковской системы и ожидания очередного кризиса, мягко говоря, безосновательны. Свою точку зрения он объяснил на пресс-конференциии 17 апреля, в ходе которой состоялся разговор эксперта и журналистов о состоянии российского банковского сектора и перспективах его развития.

«Большой бум», но только кредитный

По мнению Дмитрия Лепетикова, банковская система демонстрирует уверенную положительную динамику: хотя первый квартал года не является показательным, уже с марта месяца банковские активы набрали хорошие темпы роста. Опасения по поводу недостаточности капитала были характерны для 2011 года, но в 2012 году ситуация во многом стабилизировалась: прибыль банков растет, значит, капиталы также прибавляют в весе.

Прибыль банковской системы в 2011 году достигла рекордных показателей, сравнимых с пиком повышенного спроса на потребительские кредиты в 2006-2007 годов. Результаты работы банков превзошли ожидания многих аналитиков, в том числе и самого Дмитрия: по итогам 2011 года объем кредитов, выданных населению, вырос на 35,9 процента, депозитов – на 20,9 процента.

Кредитный бум сопровождался обострением конкурентной борьбы среди банков за надежного заемщика. Возникли опасения, что конкуренция заставляет банкиров снижать требования к потенциальному заемщику, что негативно скажется на качестве кредитного портфеля. Дмитрий Лепетиков рассказал, что во время кризиса в банке ВТБ24 была усовершенствована система оценки платежеспособности заемщика, которая, конечно, не в состоянии дать стопроцентной гарантии возврата кредита, но очень близка к достижению подобного результата. Поэтому эксперт спокоен за качество кредитного портфеля даже в розничном сегменте: в сфере потребительских кредитов риски банка нивелируются высоким качеством анализа рисков.

Конечно, ситуацию в ВТБ24 нельзя проецировать на всю банковскую систему в целом, но с середины 2010 года, по словам эксперта, качество кредитных портфелей улучшалось повсеместно. Более того, значительно сократилась доля «плохих долгов».

Факторы роста банковского рынка
Что же толкает банковский рынок вперед и помогает достичь рекордных показателей? Развитие розничного кредитования напрямую зависит от состояния торговли, точнее, от расширения ассортимента и увеличения торгового оборота. За 2011 год оборот розничной торговли увеличился на 15,8 процента, экспорт – на 31,3 процента, импорт – на 29,6 процента. Положительные тенденции сохраняются. Это значит, что в магазинах появится еще больше технических новинок и заманчивых предложений по их приобретению, в том числе и в кредит.

Одним из показательных моментов увеличения потребительского спроса населения был и остается рост продаж автомобилей. Автомобиль – покупка не самая дешевая и в то же время не такая необходимая, как, например, жилье. Поэтому интерес к автокредитованию эксперт оценивает как положительный фактор стабилизации экономической ситуации и улучшения финансового положения граждан. И роста потребительской активности в целом: основная масса покупателей авто меняет старый автомобиль на новый, а не приобретает машину впервые.

Самая консервативная часть рынка – недвижимость. Но и здесь происходят изменения: люди перестали бояться делать «длинные долги» и чаще используют ипотеку как инструмент решения жилищных проблем.

Главное, что сегодня заставляет кредитный рынок развиваться – активный потребительский спрос населения. Люди готовы делать крупные покупки.

По мнению Дмитрия Лепетикова, к концу года банковский рынок ожидает замедление темпов роста. Это естественный процесс, связанный с тем, что отложенный спрос в значительной степени уже реализован, «кредитный бум» 2011 года постепенно сходит на нет. Но это не значит, что кредитный рынок «опустеет»: потребительский спрос по-прежнему остается высоким и позволяет банкам получать значительную прибыль.

Потребительская активность или склонность к накопительству?
Существует две модели поведения населения: сберегательная и потребительская. В 2009-2010 годах неуверенность в завтрашнем дне, боязнь остаться без источников дохода заставляли людей больше сберегать. Сегодня ситуация принципиально другая: население охотно берет кредиты на покупки, старается больше приобретать, а не копить. Тем не менее, ситуация с депозитами также вызывает оптимизм. Надежность банковского сектора поддерживают не только увеличивающиеся доходы от размещенных в виде кредитов средств, но и увеличение сбережений населения на расчетных счетах.

В среднем за 2011 год доля сбережений в доходах населения составила 9,9 процента, снизившись по сравнению с 2009 и 2010 годами на 13,2 процента и 14,2 процента соответственно и приблизившись к докризисному уровню (9,4 процента по итогам 2007 года). Число открытых счетов населению за 2011 год выросло на 11,6 процента, депозиты населения составили 22 процента от ВВП, или почти 12 трлн.рублей – больше, чем когда-либо в истории. Нельзя сказать, что депозиты быстро растут, главное, что объем размещенных на них средств не уменьшается, что придает банковской системе дополнительную стабильность.

В целом, Дмитрий Лепетиков подчеркнул изменение отношения населения к банкам. В кризисный 2009 год приток депозитов увеличился более чем на 30 процентов, что свидетельствует о доверии граждан банкам. Положительную роль в формировании доверительного отношения сыграла система страхования вкладов, которая четко сработала в случаях несостоятельности некоторых банков, возникшей во время кризиса.

Возможно, дополнительным фактором популярности хранения и накопления средств на банковских счетах является отсутствие какой-либо внятной альтернативы этому. Доля ПИФов в современной финансовой системе страны практически незаметна из-за значительных колебаний фондового рынка, который сильно подвержен внешним воздействиям. Банковская система гораздо стабильнее и по-прежнему остается основной формой сохранения сбережений населения.

Население кредитуют активнее, чем предприятия
По итогам 2011 года кредиты населению выросли на 35,9 процента, а кредиты предприятиям – на 26,8 процента. Положительная динамика налицо и в потребительском, и в корпоративном секторе, но последний развивается не так активно. Основной причиной превалирования розничных продуктов над корпоративными смело можно называть их высокую доходность. Потребительские кредиты – это относительно «быстрые» деньги, которые выдаются на короткий срок под высокий процент. Конечно, риски в этом секторе велики. Но при отлаженной работе системы оценки заемщиков они снижаются до приемлемого минимума.

Серьезные кредиты предприятиям выдаются на длительный срок. Если сравнивать проценты по корпоративным кредитам с розничными предложениями, первые покажутся весьма выгодными. Но в корпоративном секторе речь идет совершенно о других суммах кредитов, поэтому даже 10 процентов являются весьма обременительной нагрузкой для заемщика. Не забудем про то, какую работу банкирам необходимо провести для оценки платежеспособности гражданина Иванова или целого предприятия. Конечно, даже в техническом отношении выдать кредит Иванову легче, чем промышленному комплексу.

Но есть потенциальные заемщики, находящиеся как бы «на стыке» корпоративного в традиционном смысле слова и потребительского кредитования: представители малого бизнеса, к которым банки в последнее время проявляют повышенный интерес.

В сфере кредитования малого бизнеса есть положительные тенденции. По словам управляющего ВТБ24 в Нижегородской области Георгия Гречина, доля отказов малому бизнесу в получении кредита сокращается: до 80 процентов поданных заявок одобряется. Во многом этого удалось достичь благодаря разработке «фирменных» кредитных продуктов для данной категории заемщиков. Рекорды популярности в прошлом году побил кредит «Коммерсант». Сегодня банк ВТБ24 делает его еще более доступным: с 10 апреля ставки по кредиту снижены до 17 процентов годовых. Предложение действительно до 10 июня 2012 года.

Задача банка, по мнению экспертов, – предлагать востребованные и актуальные кредитные продукты для каждого сегмента рынка, в том числе и для малого бизнеса. Банк постоянно вносит коррективы в имеющуюся линейку кредитных предложений, делая их более удобными для клиентов. 11 апреля стартовала программа «Бизнес-экспресс» для малого бизнеса – расширенная версия «Коммерсанта». Объем предоставляемых средств вырос до 4 млн.рублей, срок кредита увеличился до 7 лет.

Клиенты – гарантия стабильности банков
Георгий Гречин в качестве примера стабильной динамики банковского рынка привел итоги работы Нижегородского отделения ВТБ24 в первом квартале 2012 года. Предыдущий, 2011 год, оказался для банка удачным: значительно увеличилась популярность «длинных» и сложных займов – ипотеки и автокредитов. Создалось впечатление, что люди активно реализовывали отложенный спрос, аккумулированный за кризисные годы.

Положительные тенденции прошлого года получили продолжение. Кредитный рынок в первом квартале 2012 года оставался активным: по-прежнему большой интерес потребителей вызывала ипотека; объем выданных автокредитов в 1,6 раз превысил показатели этого периода прошлого года; объем выдачи кредитов наличными увеличился в 1,3 раза по сравнению с первым кварталом 2011 года. Сегодня рост потребительской и кредитной активности населения нельзя объяснить только действием отложенного спроса. К населению возвращается потребительская модель поведения, люди с большим оптимизмом смотрят в будущее и берут на себя обязательства.

Сложно согласиться и с утверждением, что доходы граждан в последние два года значительно возросли и вызвали новый кредитный бум. Да, в некоторых отраслях ситуация после кризиса стабилизировалась, бюджетникам подняли зарплаты, но нельзя сбрасывать со счетов съедающую эти прибавки инфляцию, рост цен на энергоносители и продукты первой необходимости.

Скорее всего, люди просто начали привыкать к создавшейся сложной экономической ситуации и стали экономнее расходовать средства, более осознанно подходить к планированию расходов. Никуда не делись и вечные российские проблемы, например, необходимость приобретения (увеличения, улучшения) жилья, с которыми рано или поздно сталкивается каждый. Изменилось отношение к самому понятию «кредит»: из разряда «кабалы» он постепенно превращается в привычный инструмент решения финансовых вопросов.

Изменение психологии потребителя – важный нюанс, дающий банкам дополнительную уверенность в завтрашнем дне. Каждый, кто имеет депозит или погашает банковский кредит, пользуется кредитной картой или оплачивает счета через банкомат, является маленьким гарантом стабильности российской банковской системы.

Материал подготовила Юлия Ляхова


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Финансы | Выпуск 08 (65) Наталия Орлова: «Есть деньги – инвестируйте, нет – копите»
В прошлом номере журнала (№7) был опубликован материал по итогам пресс-конференции Наталии Орловой, главного экономиста Альфа-Банка. Эксперт обозначила основные тенденции современной макроэкономической ситуации и соответствующие перспективы развития экономики нашей страны. В продолжение темы – практические советы для наших читателей: как грамотно распорядиться средствами в период экономической нестабильности.
Рубрика Финансы | Выпуск 08 (65) Ипотека сегодня – самый реальный путь приобретения жилья
Хорошие темпы развития строительного рынка во многом обусловлены слаженной работой цепочки «покупатель жилья – застройщик – банк». Застройщики и банки стараются поддерживать растущий спрос на новое жилье. Это подтвердили участники круглого стола, организованного банком ВТБ24 при поддержке «Квартстрой-НН» и ООО «Жилстрой-НН».
Рубрика Финансы | Выпуск 07 (64) От кризиса до кризиса: Наталия Орлова о ситуации в мировой и российской экономике
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка, провела Интернет-конференцию, в ходе которой ответила на вопросы журналистов о состоянии макроэкономики, прогнозируемых изменениях в банковском секторе, негативных и позитивных факторах, оказывающих влияние на развитие экономики нашей страны.
Рубрика Финансы | Выпуск 07 (64) Владимир Левченко: «Сейчас нужно копить, а не тратить»
3 апреля состоялась пресс-конференция биржевого обозревателя и ведущего радиостанции Бизнес FM Владимира Левченко. Эксперт представил свое видение ситуации на мировом рынке и дал несколько советов, как сохранить и приумножить свой капитал.

Основная версия сайта