Нижегородский коммерсант
ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Регистрация
ПОИСК ПО САЙТУ

Рубрика Помощь бизнесу. Продукты. Аналитика | Выпуск 20 (49) Пока инноваторы верят в ангелов, инвесторы считают деньги

Одна из самых актуальных тем Ежегодного Инвестиционного Форума Бизнес-Лидеров «Инновации для бизнеса» – взаимодействие государства, инноватора и инвестора. Что мешает совместной продуктивной работе и какие механизмы уже отлажены, как инноватору привлечь средства на развитие бизнеса и почему инвесторы отказываются финансировать некоторые проекты – эти вопросы обсуждали признанные эксперты рынка венчурных инвестиций.

Эксперты:
- Эдуард Аркадьевич Фияксель, д.э.н., профессор, зав.кафедрой венчурного менеджмента, руководитель Центра предпринимательства НИУ ВШЭ-Н.Новгород, президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»
- Евгений Вадимович Боков, директор НП «Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»
- Даниил Радченко, руководитель региональных проектов, Russia Partners
- Михаил Субботин, директор по развитию бизнеса в группе по сопровождению сделок на рынках капитала компании PwC
- Юлия Владимировна Кремнева, заместитель директора Приволжского филиала ЗАО ММВБ по работе с клиентами

Проблемы есть даже у ангелов
В своем выступлении Эдуард Аркадьевич Фияксель рассказал, почему процесс инвестирования средств в инновационные проекты в России идет с таким трудом. Бизнес-ангелы вынуждены преодолевать бюрократические препоны, законодательные неточности и непонимание со стороны инноваторов.

Бизнес-ангелы – это инвесторы, которые вкладывают деньги в инновационные проекты на ранней стадии. Чем бизнес-ангелы отличаются от обычных частных инвесторов? Частный инвестор вкладывает деньги в определенный проект для получения прибыли и старается выжать из идеи по максимуму, но не встревает в процесс реализации. Бизнес-ангел не только вкладывает деньги, но и сопровождает проект, оказывает влияние на его развитие. Поэтому в цепочке взаимодействия «инвестор-инноватор» обязательно появляется третий участник: инновационный менеджер, в обязанности которого входит коммерциализация проекта. По мнению Эдуарда Аркадьевича, одной из проблем российского бизнеса является дефицит грамотных и квалифицированных управляющих, инновационных менеджеров.

Вторая проблема – сложность взаимодействия инноватора и инвестора, которая возникает из-за полярного отношения к инновационному продукту: для инноватора это смысл его жизни, гениальное изобретение, и он во многом недооценивает роль инвестора; а последний воспринимает инновацию в первую очередь как продукт, у которого есть цена и который можно продать.

Оказать поддержку инноваторам старается государство: ряд федеральных законов направлены на регулирование этой сферы деятельности. Но законодательство требует значительных доработок: много размытых формулировок, отсутствует четкое понятие инновационной деятельности, а значит, нет возможности определить льготы или налоговые послабления. Работа над улучшением законодательной базы ведется постепенно, некоторые положительные тенденции наметились, но нерешенных вопросов остается много. Например, кому принадлежит результат интеллектуальной деятельности. Это момент, принципиальный для инвестора: для защиты вложений у него на руках должен быть патент на изобретение, лицензия для него мало что значит. Возникают сложности с определением авторского вознаграждения. В законах механизм распределения прибыли не отлажен, есть только определение доли вуза – не менее 25 процентов, и снижать эту планку вуз не имеет права.

Для инвестиционной деятельности не предусмотрено никаких льгот, наоборот, присутствует двойная система налогообложения. Налоговый гнет способен погубить малое инновационное предприятие на первом этапе его деятельности. По словам Эдуарда Аркадьевича, для этой предпринимательской сферы необходимы налоговые послабления на начальный период работы – от 3 до 5 лет. Налогообложение для инвестирующих компаний также должно быть изменено. Например, при исчислении налога на прибыль инвестора из суммы прибыли предлагается вычитать убытки, которые инвестор получил из-за вложения в неудачные проекты.

Помимо нерешенных вопросов взаимодействия «государство-инвестор-инноватор», на российском инновационном рынке в целом сложилась достаточно непростая ситуация. Крупные венчурные компании при банковских структурах не проявляют интереса к инновациям, стараясь зарабатывать деньги другими способами. Успешные промышленные предприятия и вузы предпочитают покупать готовые решения и продукты, а не выращивать старт-апы. Не хватает подготовленных людей, способных коммерциализировать проекты в российском бизнес-климате: иностранные специалисты, успешно занимающиеся венчурными инвестициями на западе, с трудом ориентируются на российском рынке.

Бизнес-ангелы готовы вкладывать средства в продвижение инновационных продуктов и технологий. Эдуард Аркадьевич обращает внимание на основные критерии отбора проектов. Во-первых, инноватор должен четко понимать, что его гениальная идея будет работать только в том случае, если удастся ее грамотно коммерциализировать, то есть продать. Инновационная идея – это товар, который должен продаваться. И в этом должны быть заинтересованы оба участника процесса: и инвестор, и инноватор. И к мнению инвестора на пути вывода продукта на рынок необходимо прислушиваться.

Во-вторых, инвестор обращает внимание не только на содержание инновационного продукта, но и на команду, которая будет претворять идею в жизнь. Если команда слабая, даже самая гениальная инновационная технология обречена на провал. А сильная команда способна сделать успешным, то есть продающимся, не самый новаторский с первого взгляда продукт.

И, в-третьих, Эдуард Аркадьевич советует работать на немонополизированных рынках. Новые идеи сложно продвигать, если место уже занято крупной монополией. Необходимо здраво оценивать возможности конкурентов и свои конкурентные преимущества.

Фондов много, инвестиций мало
Евгений Вадимович Боков акцентировал внимание на сложностях инновационной деятельности, с которыми на своем опыте сталкивается Ассоциация Бизнес-ангелов. Евгений Вадимович уже 6 лет работает вместе с Эдуардом Аркадьевичем Фиякселем, инвестируя средства в инновационные проекты. Ими создана уникальная для России система, через которую проходит 80-90 процентов инновационных проектов Нижегородской области. Идеи находят в Интернете, на форумах и выставках, организуют специальные конкурсы (мы освещали на страницах нашего издания такой конкурс инновационных технологий, как БИТ-Поволжье). Инноваторам помогают подготовить проект для презентации инвесторам. Инновационные технологии распределяют в зависимости от объема необходимых вложений и отправляют в профильные компании: Фонд венчурных инвестиций, Фонд Бортника, Фонд предпосевных инвестиций.

Желающих получить инвестиционную поддержку хватает. Казалось бы, достаточно много структур, которые могли бы эту поддержку оказать. Но на самом деле взаимодействие «инвестор-инноватор» налаживается с трудом. Евгений Вадимович постарался объяснить слушателям, почему так происходит.

Бизнес-ангелы не случайно начали работать с инновационными идеями на самом первом этапе – подготовке проекта к презентации. По опыту Евгения Вадимовича, большинство инноваторов не умеют просчитывать риски и финансовые выгоды своего проекта и не могут заинтересовать инвестора. Они с трудом отвечают на вопросы о конкурентных преимуществах товара, приблизительной стоимости, сроках окупаемости. Во многих случаях изобретение еще только находится на стадии получения патента.

Патенты на научные разработки принадлежат государству. Как можно инвестировать в то, что тебе не принадлежит, задается вопросом Евгений Вадимович? Инвестор должен быть уверен в том, что у него есть все права на продукт, в который он вкладывает деньги.

Инвестирование средств в инновационные проекты осуществляют различные организации. Предпосевные фонды малоэффективны: средств, выделяемых ими для развития малого инновационного предприятия, ни на что не хватает. Используя грантовую поддержку, можно купить только ноутбук. Бизнес-ангелов очень мало. Фонд Бортника в основном интересует научная составляющая проекта, а не рационализаторские, практические предложения. Хорошо работает Фонд РВК, но он испытывает давление со стороны государственных структур.

Евгений Вадимович заострил внимание на противоречиях в работе венчурных фондов. Их существует два типа: венчурные фонды и региональные венчурные фонды. Несмотря на схожие названия, между ними есть существенная разница: цель венчурного фонда – получить высокую прибыль при выходе из проекта, это частные инвестиции. Региональный венчурный фонд строится по типу государственно-частного партнерства, и 50 процентов средств в нем – государственные. И цель здесь иная: способствовать развитию экономики региона благодаря удачным вложениям в инновационные проекты. Получается, что одна половина фонда ратует за то, что выгодно для региона, другая – за то, что просто выгодно. Именно в этом противоречии Евгений Вадимович видит причину того, что из всех объемов региональных венчурных фондов инвестировано только 10-20 процентов.

Инноватор и инвестор: долгий путь друг к другу
Даниил Радченко рассказал инноваторам, на какой стадии жизни проекта они могут рассчитывать на помощь инвестора и как строится совместная работа инвестора и инноватора.

Эксперт обратил внимание собравшихся на то, что в период генерирования идеи деньги в ее реализацию никто, кроме самого инноватора, вкладывать не будет. На начальном этапе инноватор может рассчитывать только на собственные силы, помощь друзей и близких. Когда первоначальная сумма собрана, предприятие зарегистрировано и налажено производство продукта, инновационная компания вступает в «долину смерти». В этот период собранные деньги уже закончились (потрачены на организацию предприятия, закупку оборудования, зарплату), а доходы от продаж еще не начали поступать. Даниил обращает внимание на один важный момент: стоимость самой идеи на данном этапе снижается. Потенциальный инвестор анализирует возможности ее внедрения на опыте инноватора. Если идею не удается реализовать, то есть наладить сбыт продукции, через три года она обесценивается.

Если инновационный продукт начинает продаваться, найдены реальные клиенты и проведена предварительная оценка потенциальных каналов сбыта, компания вступает в период старт-апа и начинает поиски инвесторов для выхода на рынок. Только на тот момент, когда у вас на руках есть готовый товар, оформлена необходимая документация, создана команда и определены объемы рынка, имеет смысл искать дополнительные инвестиции.

Даниил предупреждает: инвестиционные средства – это не кредитные деньги. Если банк дает вам кредит, он не спрашивает с вас ежедневный отчет о том, как вы распоряжаетесь деньгами, и не дает советов по их лучшему применению. А инвестор поступает именно так: он «вживается» в проект вместе с инноватором, и если его вмешательство в технологическую часть реализации идеи не обязательно, то в вопросах финансов его точка зрения становится решающей. После того, как в компанию приходит инвестор, самостоятельному ведению бизнеса приходит конец.

При этом не надо воспринимать инвестора как захватчика. Его задачи: не просто вывести продукт на рынок и получить прибыль, но значительно повысить стоимость инновационного бизнеса. Вместе с инвестициями в компанию приходят люди, обладающие необходимыми знаниями законов рынка.

Важно знать, что можно спрашивать с инвестора. Не только инвестор выбирает инноватора, но и инноватор должен сделать свой выбор и найти инвестора, который не просто вложит деньги в проект, а поможет построить бизнес. Даниил советует обратить внимание на опыт инвестиционной компании, сферу деятельности (с какими направлениями бизнеса работали), квалификацию менеджеров.

Успех кроется во взаимодействии: если инвестор и инноватор смогут найти общий язык, то инновационная компания, созданная ими, займет достойное место на рынке.

IPO инновационных компаний: российская специфика
Еще один вариант инвестирования охарактеризовал Михаил Субботин: IPO – привлечение долгосрочного капитала в компанию для развития бизнеса. Эксперт сразу оговорился, что такой феномен характерен только для российского рынка: в Европе развивающиеся компании не стремятся на широкий рынок, а стараются сначала «подрасти», найти для развития другие источники финансирования. В России с этим труднее: о сложностях инвестиционного рынка уже рассказывали предыдущие докладчики; взять кредит начинающему предпринимателю тоже нелегко, и в некоторых случаях IPO остается единственным вариантом привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Основные проблемы, возникающие при выборе подобной схемы:
- компания уступает значительную часть будущих доходов;
- в большинстве случаев IPO инновационных компаний сразу падает;
- наблюдается низкая ликвидность акций подобных предприятий;
- цена на акции падает и никак не реагирует на положительные изменения в компании.

Инвестиционные компании размещаются на специально созданном для них секторе Инвестиционных и растущих компаний (ИРК). Более подробно о работе биржи с инновационными компаниями рассказала Юлия Владимировна Кремнева. По ее словам, в 1994 году сектор ИРК был создан с целью привлечения инвестиций в компании с высоких технологий. Биржа стала выполнять координационную роль между инноваторами и инвесторами. Благодаря консультациям инвесторы лучше узнавали продукты компаний, а инноваторы получали необходимые сведения для презентации своих идей. В процессе общения был сделан вывод о том, что одной площадки ИРК недостаточно, поскольку инновационные компании совершенно разные по видам деятельности. Появился сектор ИРК2, скоро заработает ИнформПорт, задача которого: помочь начинающим компаниям, подготовить их к выходу на открытый рынок.

По подсчетам эксперта, чтобы достигнуть необходимой финансовой планки для выхода на открытый рынок, компании потребуется около 10 лет. Сегодня в секторе инновационных и развивающихся компаний присутствуют 16 организаций, акции которых торгуются.

Среди различных вариантов привлечения средств для развития инновационного бизнеса самым предпочтительным остается обращение к инвестору. Судя по выступлениям нижегородских лидеров рынка венчурных инвестиций, инвесторы готовы давать деньги, если проект их заинтересует. Дело за малым – вызвать этот интерес. Получить консультацию финансового специалиста, аналитика, грамотную помощь в составлении бизнес-плана в наше время не очень сложно. Сложнее изменить менталитет, отношение к ведению бизнеса. Классическое: «У меня гениальная идея, это надо всем, сделаю бизнес сам, и ни с кем не буду делиться!» – уже не работает. Каждый должен быть профессионалом в своем деле: если инноватор прекрасно разбирается, например, в биотехнологиях, то инновационный менеджер просчитает, кого может заинтересовать его изобретение, сколько оно будет стоить и как его продать.

Чтобы развивать инновационную идею, нужны инвестиции. А получить их можно только в том случае, если инноватор предлагает продукт, который будет востребован на рынке, и если условия соглашения будут выгодны обеим сторонам: и инвестору, и инноватору.

Материал подготовила Юлия Ляхова


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Помощь бизнесу. Продукты. Аналитика | Выпуск 25 (54) Конкурс инновационных идей-2011
В рамках форума «Россия Единая» 7 октября подведены итоги конкурса и определена тройка победителей.
Рубрика Помощь бизнесу. Продукты. Аналитика | Выпуск 23 (52) Михаил Львович Федотов: «Помогая молодым ученым, мы развиваем инновационный потенциал Нижегородской области»
ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» существует уже пятый год. За это время специалистами бизнес-инкубатора разработана эффективная программа поддержки начинающих предпринимателей. Если принять количество вновь созданных компаний за 100 процентов, в условиях свободного рынка выживает только 20 процентов из них. Мероприятия, проводимые нижегородским бизнес-инкубатором, позволяют увеличить это число до 80 процентов.
Рубрика Помощь бизнесу. Продукты. Аналитика | Выпуск 19 (48) Инноватика: начало большого пути
На ежегодном Инвестиционном форуме бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса» представители власти, науки и бизнеса высказали свое мнение по поводу состояния рынка инноваций, сдерживающих факторов и стимулов его развития, а также вектора движения вперед.
Рубрика Помощь бизнесу. Продукты. Аналитика | Выпуск 13 (25) Ученые готовы решать экологические проблемы
Сегодня ведущие ученые Нижнего Новгорода работают не только над теоретическими проблемами фундаментальной науки, но и вносят практический вклад в обеспечение экологической безопасности нашего региона, решая многие сложные задачи как по анализу веществ различного назначения, так и по разработке новых технологий и методик, по определению состава веществ, в том числе отходов производства и потребления.
Первая фабрика Рекламы
Полиграфия, печать по текстилю
сувенирная продукция
наружная реклама

Собственное производство
Тел.: (831) 4129159, 8-9875503059
Нефтепродукты
Оптовые поставки
ООО "Гарант"
Тел.: (83145) 94151,
8-9092993145
Изготовление мебели
для дома, офиса и торговли
Под заказ, по инд. дизайну
ТМК «Язык мебели»
Тел.: (831) 2918250,
8-9107979796
PRIORA: лидер вышел из тени
Объективно оценить выпускаемые российским автопромом автомобили под силу только специалистам. Интернет и пресса пестрят различными мнениями по поводу новинки «АвтоВАЗа», «Лады Приоры». Каждое мнение имеет право на существование. Ответить на все возникающие вопросы и отстоять «честное имя» «Приоры» постарался в своей статье Станислав Березий, сотрудник пресс-центра «АвтоВАЗа».
Станислав Спицын: «Нужно насытить экономику кредитами»
Ситуацию на рынке кредитования бизнеса прокомментировали Станислав Спицын, Игорь Логинов и Виталий Мелентьев.
Воплощаем мечты о деревянном доме
Строительство деревянных домов – дело не сиюминутное. Как правило, люди, которые приняли решение о том, что деревянный дом – это именно то, что им нужно и только в таком помещении они хотят жить, выбирают в первую очередь строительную компанию, которой смогли бы доверить строительство деревянного дома и все работы по нему.
При использовании материалов с сайта
ссылка на сайт nkom-nn.ru обязательна
Copyright © 2009 ООО "ИД Норма"