Ежегодный Инвестиционный форум бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса» собрал представителей власти, науки и предпринимательского сообщества для консолидации и разработки единого видения процесса внедрения инноваций. Известно, что у каждой из этих структур есть свое мнение по поводу состояния рынка инноваций, сдерживающих факторов и стимулов его развития, а также вектора движения вперед. Но есть и много общего. Это стало понятно по выступлениям экспертов венчурного инвестирования, представителей администрации, бизнеса и научной школы.
Эксперты:
- Денис Иванович Лабуза, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области
- Игорь Гаврилович Сазонов, первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области
- Олег Рамазанович Козырев, профессор, директор НИУ ВШЭ – Н.Новгород
- Кендрик Дэвис Уайт, основатель и генеральный директор «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс»
- Эдуард Аркадьевич Фияксель, президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»
- Павел Михайлович Солодкий, председатель нижегородского регионального отделения ОбОО «Деловая Россия»
Денис Иванович Лабуза: «В Нижегородской области ведется активная работа по созданию комплексной системы поддержки предпринимательства»
По словам министра поддержки и развития малого предпринимательства, в Нижегородской области для развития инноватики делается многое: успешно работает Нижегородский бизнес-инкубартор, ведется строительство Технопарка «Анкудиновка», при министерстве организована Венчурная компания, разработаны программы поддержки предпринимательства: гранты, компенсации (например, на выставочную деятельность и обучение).
Есть положительные результаты: из Нижегородского инкубатора успешно выпустились и ведут активную деятельность 19 компаний, а сам инкубатор признан лучшим в России. Попытки улучшить ситуацию в малом бизнесе и инноватике до недавнего времени не были связаны друг с другом, считает Денис Иванович. Комплексной работы по внедрению инновационных идей не велось. И предпринимателю приходилось по крупицам собирать информацию, ходить по разным инстанциям. Сейчас министерством ведется работа по объединенью различных структур – власти, научной школы, бизнеса – для совместной работы над комплексной программой поддержки инноваторов и внедрению инновационных идей.
Игорь Гаврилович Сазонов: «Стимулирующее законодательство и инфраструктура – два кита развития инноватики»
Заместитель министра отмечает, что в своем сегодняшнем составе Правительство области большое внимание уделяет решению проблем малого бизнеса и внедрению инноваций. В Нижегородской области, в одной из первых в России, принят закон о поддержке инновационной деятельности. С 2005 года по настоящее время на поддержку инновационных проектов выделено более 110 млн.рублей только по линии Министерства. Рекордная сумма заявлена на 2011 год – 72,5 млн.рублей.
Много это или мало? Игорь Гаврилович назвал следующие цифры для размышления:
- по объему инновационной продукции Нижегородская область занимает I место в ПФО;
- но инновационная продукция составляет всего 6,5 процента от общего объема производства;
- инновационно-активными признано 16 процентов крупных и средний предприятий, этот процент выше, чем в среднем по России;
- но при таком процентном соотношении речи о масштабной модернизации производства быть не может.
Первые шаги по внедрению инновационных технологий уже сделаны. Подчеркивается, что многие технологии закупаются, а не «выращиваются» на предприятиях. Для того чтобы активизировать инновационную деятельность и обратить внимание бизнеса на инноватику, Игорь Гаврилович определяет два направления работы: совершенствование законодательства (оно должно быть стимулирующим для инвесторов) и строительство инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков).
Олег Рамазанович Козырев: «Инноватика рождается в университетских стенах»
Директор Высшей школы экономики обратил внимание на значимость университетов как коммуникационных площадок для бизнеса и инноваторов. Именно в университетских стенах зарождаются, разрабатываются и апробируются инновационные идеи. При этом первостепенное значение имеет практическая направленность знания. Олег Рамазанович уверен, что новые технологии тут же должны проверяться на практике. Таким образом, университет готовит специалистов, которые могут не только изобретать что-то новое, но и претворять свои новаторские идеи в жизнь.
Кендрик Дэвис Уайт: «Наука и бизнес должны говорить на одном языке»
Кендрик Уайт живет в России уже 20 лет. Он высоко оценивает научно-исследовательский потенциал нашей страны и признает, что русскую научную школу по праву можно считать одной из лучших в мире. Кендрик отмечает высокий инновационный потенциал России. Страна активно модернизируется, но путь этой модернизации пока прослеживается однозначный: она ведется по западным технологиям. Сначала американский эксперт венчурного бизнеса недоумевал, почему так происходит, а потом понял: российская наука работает сама для себя, в отрыве от производства и бизнеса. Бизнес находит другие пути развития и обогащения.
Чтобы коммерциализовать русские инновации, наука и бизнес должны найти общий язык. При этом достаточно сложно сломать уже сложившиеся стереотипы состоявшихся бизнесменов. По мнению Кендрика, будущее России – за молодыми инноваторами, выпускниками вузов, начинающими предпринимателями. Если для них будут созданы протекционистские условия со стороны государства, русские инновации будут успешно развиваться.
Эдуард Аркадьевич Фияксель: «Пока бизнес не проголосует рублем, ничего не будет»
По мнению Эдуарда Аркадьевича, человека с большим опытом венчурного инвестирования, что бы ни делало государство, как бы ни старались ученые, но пока бизнес не проявит своей заинтересованности, инноватика развиваться не будет. Что мешает активному участию предпринимателей в «тройной спирали» – объединению усилий государства, науки и бизнеса для создания инновационной экономики? Конечно, наличие в России других, более легких, менее затратных, стабильных и не рисковых вариантов ведения бизнеса.
Эдуард Аркадьевич делит бизнес на две категории: «бизнес при…» (при трубе, при рубильнике, при депутате и т.д.) и «свободный бизнес». Первое понятие – это торговля природными ресурсами страны. 80 процентов средств крутится именно в этом секторе. Второе направление гораздо менее популярно. К нему относится инноватика и бизнес высоких технологий.
Для того чтобы деньги постепенно перемещались «от трубы» к инновациям, необходимо вытеснять бизнес из традиционных сфер зарабатывания денег. Этот процесс постепенно идет: крупные компании монополизируют свои права в определенных сферах. Появляется надежда, что мелкий и средний бизнес начнет проявлять интерес к инновациям.
Будущее, по мнению Эдуарда Аркадьевича, не за трубами и рубильниками, а за коммерциализацией научных идей.
Павел Михайлович Солодкий: «Инновации – это не только станки»
Павлу Михайловичу приходится часто общаться с представителями бизнеса. Он отмечает пессимистичное отношение бизнесменов к инновациям и к программам поддержки предпринимательства вообще. Когда предпринимателей спрашивают, почему они не используют возможности, которые предлагает государство для облегчения процесса модернизации производства, введения инноваций, они пожимают плечами и говорят, что ничего об этом не знают.
Павел Михайлович уверен: те, кто уже построил бизнес, хотят спокойной жизни, становятся пассивными. У них нет желания вкладываться в какие-то другие проекты. Поэтому будущее – за молодежью. Чтобы молодежь пошла в бизнес, заинтересовалась возможностями реализации своих идей, необходимо рассказывать как о государственных мерах поддержки бизнеса, так и о положительных примерах успешного внедрения инноваций.
Беда России в том, что бизнес воспринимается как торговля, процесс покупки и продажи. «Заниматься бизнесом» – значит торговать. Непростая задача – сделать так, чтобы понятие «бизнес» связывалось с созидательным началом. И над этим придется трудиться сообща: и научной школе, и государству, и самим представителям бизнеса.
Потому что традиционный бизнес уходит в прошлое. Будущее – за бизнесом инновационным.
Материал подготовила Юлия Ляхова