Не за горами новый строительный сезон. С вопросами, каким он ожидается и насколько порадовал строителей год минувший, мы обратились к нашим постоянным партнерам – профессионалам строительной отрасли.
Эксперты
Николай Сомов, генеральный директор ООО «Силикатстрой»
Юрий Федоров, директор бизнес-региона «Верхняя Волга» компании PROPLEX
Дмитрий Андреев, член Совета директоров Группы компаний «Металл Профиль»
Два слова о цифрах
По мнению Николая Викторовича Сомова, относиться к данным официальной статистики следует крайне осторожно и с большой долей здравого скептицизма. Эксперт уверен, что сегодня оценить строительную отрасль правильно никто в России не способен. Росстат принимает к вниманию скорее запланированные цифры, нежели реальные. Для примера, сведения Росстата и самостоятельных ассоциаций производителей строительных материалов в 2010 году о количестве построенного жилья расходились практически в два раза: генеральный директор «Силикатстроя» считает, что только 60 процентов от заявленного Росстатом жилья в реалии было построено и сдано в эксплуатацию.
С другой стороны, ассоциации производителей строительных материалов могут привести данные отдельно по каждой отрасли. Свести воедино различные значения для того, чтобы получить единую картину развития строительства в России, очень тяжело. И профессионалы не ставят перед собой такую цель.
Заниматься этим по идее должны специализированные статистические компании. Но данные различных источников также не совпадают. Получить единую объективную картину нельзя, объясняет Николай Викторович, поскольку сведения предоставляют различные организации, причем многие на коммерческой основе.
Поэтому представить, как развивается строительный рынок, и с какой динамикой мы вступили в 2012 год, можно только по реальным проверенным данным представителей крупных компаний.
Рынок растет
Все эксперты отмечают рост рынка по результатам 2011 года.
Николай Викторович: «2011 год прошел довольно позитивно, возможно, не с теми темпами роста, какие хотелось бы, но в целом хорошо. Мы планировали увеличить выпуск продукции на 10 процентов, по сравнению с 2010 годом, в результате превзошли запланированное: выпустили продукции на 17 процентов больше. В целом по стране у производителей силикатного кирпича и блоков такая же ситуация. Рост есть, но в основном в пределах 10 процентов».
Юрий Федоров: «По итогам года по оконному рынку в сегменте частника видно очевидное оживление по сравнению с 2010 годом. Рынок постепенно растет, но крайне мало – на 8-10 процентов».
Дмитрий Андреев: «В целом рынок отыграл утерянные позиции и чувствует себя не хуже, чем в 2008 году. Восстановление происходит медленнее, чем ожидалось, но позитивные тенденции сохраняются».
Однако мнения о том, что послужило катализатором восстановительного процесса, разделились.
Николай Викторович Сомов рассказал о том, что после кризиса программа продаж была в значительной мере пересмотрена. Было решено расширить рынки сбыта продукции и обратить внимание на продвижение за привычную зону продаж. Благодаря этому продукция ООО «Силикатстрой» теперь поставляется не только в северные и восточные регионы РФ, но и в южном направлении.
Юрий Федоров связывает рост продаж со стабилизацией ситуации в целом и с реализацией отложенного спроса: «На рост продаж повлияла более стабильная экономическая ситуация в регионе, произошла некая стабилизация в ряде отраслей промышленности и, самое главное, покупатель психологически отошел от слов «Кризис. Проблемы. Сокращения», которые были ключевыми в 2009 и частично в 2010 годах».
По мнению Дмитрия Андреева, оживление произошло в первую очередь благодаря активизации строительства: «Наблюдаемый рост обусловлен в большей степени развитием сегмента частного домостроения, которое продолжало развиваться и на пике кризиса. Что касается других сегментов, то здесь, конечно, был ощутимый спад, а чтобы достичь прежних объемов, нужно время для привлечения инвестиций, подготовки и согласования проектной документации. Поэтому восстановление происходит гораздо медленнее. Тем не менее, и здесь мы наблюдаем положительную тенденцию, связанную главным образом с государственными программами развития регионов и размораживанием объектов 2008-2009 годов».
Тенденции рынка
Возвращение к традициям. В последние годы на строительном рынке наблюдается настоящий бум инновационных разработок. Большой популярностью у потребителей пользуются технологии, позволяющие значительно удешевить строительство. По мнению Николая Викторовича, после кризиса люди стали задумываться не только о собственных тратах, но и об эффективности вложенных средств. Поэтому эксперт уверен: спрос на традиционные, классические, проверенные временем строительные материалы будет расти. В качестве примера Николай Викторович приводит ситуацию в Европе, когда спрос на пенобетонные блоки достиг пика в 60-е годы, а затем резко пошел на спад.
Это не означает, что традиционный кирпич останется таким же, каким был в советское время. Инновационные разработки позволяют в значительной мере улучшить свойства классических строительных материалов. Поэтому Николай Викторович большое внимание уделяет модернизации производства. Модернизация, замена оборудования, поиск новых решений для оптимизации производства, а значит, и снижения себестоимости, – еще один тренд современного строительного рынка.
Что дешевле, то и предпочтительнее, – для большинства клиентов именно фактор цены играет ведущую роль. Комментирует Юрий Федоров: «По востребованности заказов в регионе можно констатировать: как строительный рынок, так и частник в большей степени выбирают наиболее дешевые оконные конструкции. Это говорит о том, что люди готовы менять окна, но тратиться сильно не имеют ни желания, ни финансовой возможности. Тенденция к покупке более дорогих окон тоже прослеживается, но крайне незначительно. Поскольку более дорогие и качественные конструкции приобретают либо очень обеспеченные люди на новое коттеджное строительство, либо пенсионеры по единичным заказам (замена одного-двух окон с целью поставить их навсегда и забыть про них)».
Фальсификат и низкое качество. Рынок в значительной мере разделился: с одной стороны, есть проверенные бренды, серьезные компании, которые предлагают качественную продукцию, отвечающую всем стандартам и требованиям. С другой, – производители дешевых товаров, привлекающие покупателей ценой. На продукцию тех и других существует устойчивый спрос. К сожалению, в последнее время активизировались изготовители подделок. Признанные бренды стараются максимально защитить свою продукцию, чтобы не разочаровать потребителя. По словам Дмитрия Андреева, «игры с качеством» – это тенденция, которая характерна сегодня и для рынка в целом, что в конечном итоге подрывает доверие потребителя к производителям строительных материалов и конструкций.
Что будем строить?
Приоритетным для государства в 2011 году являлось малоэтажное домостроение. Строительство коттеждных поселков идет впечатляющими темпами. Будет ли эта тенденция иметь продолжение?
По словам Николая Викторовича, малоэтажное направление наиболее перспективно и в плане развития строительной отрасли, и в интересах потребителей. Жить за городской чертой, вдали от шума и суеты, в собственном доме, на свежем воздухе – мечта многих горожан. Другое дело, что силами малоэтажного строительства нельзя воплотить жилищную программу, рассчитанную до 2020 года. В Нижегородской области, как известно, во многих районных центрах, включая Дзержинск, крайне остро стоит проблема жилья. Возможно, придется вернуться к блочному панельному строительству. Николай Викторович считает, что это будет не самый лучший вариант развития событий, особенно для сельской местности.
А в Н.Новгороде вообще сложно говорить о малоэтажной застройке. В городской черте наиболее реальным видится строительство многоэтажек. В лучшем случае, комплексная застройка, которая предусматривает наличие в составе жилого микрорайона социальных, развлекательных объектов, хорошую транспортную развязку. Спрос на новое жилье есть, поэтому Юрий Федоров ожидает увеличения количества заказов от застройщиков в ближайшие год-два. Дмитрий Андреев отмечает, что привлечение инвестиций поможет ускорить темпы строительства новых домов.
Как и на любом рынке, продаваться и строиться будет то, что люди готовы покупать. Или то, что им готовы давать бесплатно.
В этом случае мнения разделились. Предложений в секторе малоэтажного строительства на сегодня вполне достаточно. Формируются новые поселки, например, Новинки, где строительство домов планируется вести в формате государственно-частного партнерства, то есть, предназначены они в первую очередь для социальной сферы.
А покупать нижегородцы пока предпочитают все-таки квартиры. Поэтому многоэтажное строительство, претерпевая некоторые изменения («антикризисные проекты», «дома эконом-класса»), остается стабильным рынком сбыта для производителей строительных материалов и конструкций.
Перспективы нового сезона
Пока экономисты пугают новыми потрясениями и финансовыми бурями, строители продолжают выпускать продукцию и с оптимизмом смотрят в будущее. По мнению Дмитрия Андреева, повода для паники на строительном рынке сегодня нет. Конечно, соглашается эксперт, многое зависит от специфики предприятия, но стабильному бизнесу, который доказал свою устойчивость и выпускает востребованную продукцию, неприятные прогнозы не страшны.
С оптимизмом смотрит в будущее и генеральный директор ООО «Силикатстрой» Николай Викторович Сомов: «Думаю, рост будет продолжаться. Мы планируем увеличить объем выпускаемой продукции еще на 10 процентов, по сравнению с 2011 годом».
Юрий Федоров тоже не видит негативных тенденций: «На данный момент времени, по нашим данным, в регионе остеклено от 27 до 31 процента имеющегося жилого и производственного фонда. Еще 30-35 процентов фонда остекляться совсем не планирует по разным причинам (нет финансовой возможности, кто-то переезжает, кто-то ставит новые деревянные окна). В итоге потребность региона в СПК (по частнику) с каждым годом если и растет, то крайне мало (+8-10 процентов максимум). Сегодня происходит некая стабилизация региона в СПК, возможно через 1-2 года будем ожидать даже снижение потребностей у частного заказчика. А вот строительный рынок, остекление многоэтажек в перспективе должны расти. Тенденции в 2012 году и на рынке оконного профиля, и оконном рынке сохраняются на уровне 2011 года. Прогнозируется, что на объемы докризисного 2008 года (в сопоставимых ценах) строительство в Н.Новгороде выйдет в конце 2013 года. Можно предположить такую тенденцию и на оконном рынке».
Что же, во многом результаты 2013 года будут зависеть от динамики развития отрасли в текущем году. Будем надеяться, что оптимистичные прогнозы наших экспертов оправдаются.
Материал подготовила Юлия Ляхова