Программа утилизации старых авто работает в стране с 08 марта 2010 года. Можно подводить какие-то итоги ее работы.
Для полноты картины мы обратились в нижегородский салон Агат-Моторс, чтобы показать на практике, как что происходит. В беседе с директором по продажам Максимом Десницким мы попытались выяснить, какие практические нюансы возникают при обращении в салон для покупки нового автомобиля с учетом утилизации старого.
Немного о сроках
На основании Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» были установлены сроки работы программы с 08 марта по 31 октября 2010 года. В реальности отпущенные государством средства на программу были освоены документально 22 июня 2010 года. Правительство оценивает положительный эффект деятельности отечественного автопрома и принимает решение о запуске второго этапа работы программы, выделением дополнительно 10 000 млн.рублей (200 000 свидетельств) и продление срока до 01.01.2011 года.
Основные принципы работы программы
Первое, что следует учесть – это основные требования к автомобилю, который хозяин хочет утилизировать по федеральной программе.
- Дата выпуска автомобиля не должна быть позднее 31.12.1999г.
- Автовладелец, подающий документы на утилизацию, должен иметь данное автотранспортное средство в собственности не менее 1 года.
- Обязательные характеристики автомобиля: любой марки, легковой, не более 3,5 тонн, до 8 посадочных мест (не включая водителя).
Проверка данной информации по документам автовладельца занимает у менеджера автосалона 5-10 минут, при условии, что нет каких-либо побочных условий. Таковыми могут быть: вступление в права наследования, арест автомобиля по налоговым параметрам и др. Во избежание искусственного увеличения срока оформления документации на утилизацию автовладельцу следует позаботиться заранее о решении таких вопросов, подготовить и предоставить соответствующие документы.
Следующий этап – выбор нового автомобиля. Надо сделать акцент на том, что при обращении в конкретный салон автовладелец должен быть уверен, что в данном салоне работают по программе утилизации в настоящее время и что он может рассчитывать только на ряд автомобилей, представленных в этом салоне.
К примеру, в салоне Агат-Моторс по федеральной программе утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств предлагаются для покупки только автомобили Ford Foсus и Ford Mondeo, собранные на заводе в г.Всеволжске под Санкт-Петербургом. В других салонах компании Агат (в Н.Новгороде, Астрахани и Волгограде) предлагаются по данной программе также автомобили марок ГАЗ, ВАЗ, Hyundai. Но для оформления сделки за этими авто придется обращаться именно туда, где модели представлены.
Еще один нюанс. Как правило, компании, дающие рекламу о предложениях с учетом программы утилизации, в роликах используют некий заманивающий эффект – называют цену автомобилей базовой комплектации. Заинтересовавшийся автовладелец слышит «от 430 тысяч» и оставляет в сознании только «430 тысяч», отбрасывая смысл предлога «от», ищет среди своих сбережений необходимую сумму и направляется в салон. Увы: автомобилей по такой цене, как правило, в наличии нет, на них очередь. По данным салона Авто-Моторс, на сегодняшний день заказы на поступление с завода-изготовителя автомобилей по минимальной стоимости сформированы до декабря 2010 года.
Оформление сделки
Предположим, что с документами на старый автомобиль проблем нет, и выбор нового автомобиля тоже произведен, причем автомобиль есть на складе в свободной продаже (ни за кем не зарезервирован). Начинается оформление сделки.
Производится заключение предварительного договора и клиент вносит предварительную плату за новый автомобиль с учетом суммы возмещенных средств. Сумма возмещенных средств по программе составляет 50 тыс.рублей. Транспортировка утилизируемого АТС от автосалона до станции утилизации осуществляется автосалоном.
Тут же оформляется свидетельство об утилизации.
Далее автовладельцу необходимо доставить старое АТС в салон. Как правило, от времени доставки зависит основное время окончания сделки. В случае наличной оплаты салон определяет максимальное время для завершения всех операций в 5 суток. Надо отметить, что доставка старого автомобиля в салон производится за счет автовладельца. Интересный факт: из 124 автомобилей, участвующих в программе утилизации через салон Агат-Моторс, только 10 приехали своим ходом.
Существуют правила, согласно которым сдаваемый на утилизацию автомобиль должен иметь в обязательном порядке следующую комплектацию:
- неразрушенный и оборудованный сиденьями и элементами интерьера кузов и шасси,
- шины и диски,
- аккумулятор,
- выхлопная система и нейтрализатор (при наличии),
- двигатель, трансмиссия, навесные агрегаты,
- элементы остекления,
- топливо,
- технические жидкости.
Возникает вопрос – зачем, если все равно все нужно уничтожать? Ответ прост: утилизация – не просто уничтожение бывшего в употреблении транспортного средства и его деталей. Это технологический процесс, имеющий разрешение экологических инстанций. Жидкости не должны попадать в окружающую среду – все должно быть переработано во вторичное сырье. С другой стороны, государство, финансируя данный процесс, такими правилами исключает возникновение вторичного рынка продажи различных комплектующих автомобилей, участвующих в программе.
В случае если у покупателя возникает кредитная история (а кредит он может оформить непосредственно в салоне Агат-Моторс), срок проведения всей сделки определяется максимум 7-9 днями.
По факту доставки транспортного средства в салон оформляется акт приемки. Затраты на утилизацию в сумме 3000 рублей несет автовладелец.
Салон Агат-Моторс берет на себя функцию снятия старого автомобиля с учета в ГИБДД, причем бесплатно. Для этого оформляется соответствующая доверенность автовладельца на сотрудника салона.
При условии «чистоты» автомобиля (то есть под арестом не состоит, в угоне не числится, наследственные права узаконены, налоги и штрафы уплачены и т.д.), снятие с учета проходит в течение 2-3 часов.
Постановка на учет нового автомобиля, оформление страховок, техосмотр можно сделать непосредственно в салоне Агат-Моторс, но уже за отдельную плату.
Статистика продаж
За период работы программы на 12 июля 2010 года компания Агат в целом (в Н.Новгороде, Астрахани и Волгограде) реализовала 1680 автомобилей следующих марок: ВАЗ – более 850, ГАЗ – более 500, Hyundai – более 80, Ford – более 190. В частности, в салоне Агат-Моторс, автомобилей Ford – 124 единицы.
Интересы компании (автосалона) в работе по программе утилизации
За 5 месяцев работы программы сформировались интересные выводы.
В марте 2010 года список компаний, желающих работать по государственной программе, был весьма внушительным. Но со временем автомобильные компании стали отказываться от таких услуг населению. Сказалось, безусловно, состояние выхода из кризиса: задержки выплат МинПромТоргом компенсаций, по сути, вынуждали компании вкладывать собственные деньги на выплату средств производителям. Таким образом, работа программы косвенно выявила более сильных и устойчивых операторов на рынке, способных взять на себя практически инвестиции в государственный автопром.
Положительным фактом можно назвать, безусловно, рост продаж. По данным компании Агат, примерно 15% всех продаж за период работы программы составили именно сделки с учетом утилизации старых автомобилей. И, что немаловажно, ситуация позитивно отразилась на имидже компаний, которые, не теряя надежды на возмещение МинПромТоргом компенсаций за продажи авто со скидкой, продолжают работать по программе.
Материал подготовила Валерия Демурова