Шаг за шагом
В своем выступлении, предварившем доклады руководителей АНО ПЛА, президент Ассоциации Андрей Иванов отметил, что «в 2004 году никто из нас не был уверен в достижении АНО ПЛА того уровня, на котором она находится сейчас». Однако активная работа в выбранном направлении позволила членам Ассоциации решить ряд промежуточных проблем транспортно-логистической сферы и стать реально действующей силой ее развития.
По словам исполнительного директора АНО ПЛА Василия Гончаренко, уже с самого начала своего основания ассоциация стала консолидирующим и координирующим инструментом реализации логистического потенциала ПФО. «Каждый год деятельности Ассоциации – это определенная веха развития транспортно-логистического комплекса ПФО, – подчеркнул Василий Гончаренко, – Так, 2004 год можно назвать этапом консолидации и начала работы по определению и реализации стратегических направлений развития транспортно-логистического бизнеса. В 2005 году развернулась практика организации выездных заседаний Ассоциации, начали возникать и укрепляться международные контакты, благодаря чему о ПЛА узнали не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. В это время расширилась и усовершенствовалась информационная политика путем поддержки и продвижения информационного портала АНО ПЛА. 2006 год для нас был одним из наиболее насыщенных и продуктивных: мы приступили к реализации важного проекта по созданию и изданию информационно-аналитического справочника «Логистика и транспорт Поволжья». В следующем году была организована ежедневная рассылка информационных материалов членам Ассоциации с учетом профиля их деятельности, что привело к развитию новых деловых связей и расширению бизнеса наших участников. В 2008 году вышел в свет второй выпуск справочника «Логистика и транспорт Поволжья». С этого года мы начали вести работу по созданию логистических комитетов ПЛА, которая продолжается и по сей день».
Из запланированных шести комитетов в составе АНО ПЛА сегодня создано четыре: комитет по автомобильной логистике, комитет по таможенной и складской логистике, комитет по науке и образованию и комитет по экологии, проектированию и строительству.
Динамично растет численность членов Ассоциации. В конце 2008 года их насчитывалось порядка 50, а сегодня в состав АНО ПЛА входят 68 юридических лиц и 2 физических лица из восьми регионов ПФО. «Мы пытаемся везде создавать свои представительства, которые могли бы вести работу непосредственно с региональным правительством, организовывать переговорные площадки для бизнеса и власти, в которых так нуждаются представители транспортно-логистического комплекса ПФО», – пояснил Гончаренко.
Исполнительный директор АНО ПЛА также отметил, что в последнее время в Ассоциацию с просьбой о сотрудничестве обращаются фирмы, для которых логистика не является основным направлением деятельности: страховые компании, банки, таможенные организации и другие. «Мы с удовольствием устанавливаем новые контакты и находим общие точки взаимодействия, что приносит пользу как самим компаниям, так и экономике округа», – заявил Василий Гончаренко.
В качестве показательного примера исполнительный директор Ассоциации привел соглашение о взаимном сотрудничестве между министерством по развитию транспортного комплекса Саратовской области и АНО ПЛА, заключенное 21 мая нынешнего года. В настоящее время аналогичная работа проводится с профильными министерствами Самарской и Кировской областей.
«Участники ПЛА прекрасно понимают, что рынок транспортных услуг диктует развитие инфраструктуры нового типа, в рамках которой многофункциональные терминально-складские комплексы и центры будут образовывать объединенную систему взаимодействия. Это требует целенаправленных и активных действий, которые мы и предпринимаем в настоящий момент», – подчеркнул Гончаренко.
Учиться и еще раз учиться
По признанию руководителей АНО ПЛА, одной из центральных задач, требующих оперативного решения, является профильное обучение будущих и настоящих логистов. «Важнейший проект, над которым мы работаем и который существенным образом будет содействовать дальнейшему продвижению и развитию транспортно-логистического комплекса ПФО, – это создание так называемых корпоративных университетов, главной целью которых является подготовка востребованных в сфере логистики специалистов, мотивированных к работе с использованием инновационных технологий и обладающих необходимой компетенцией для успешного решения актуальных задач транспортно-логистического комплекса нашего региона и округа в целом», – поделился с присутствующими Гончаренко.
Образовательную тему посредством телеконференции раскрыл эксперт ПЛА, доктор технических наук Самарского государственного университета путей сообщения Игорь Горюшинский. По его словам, предложение о создании корпоративного университета в рамках АНО ПЛА прозвучало еще три года назад. После этого в течение нескольких лет проводился мониторинг с целью определения необходимых изменений и дополнений к уже существующим образовательным программам. «Для изменения учебных стандартов требуется очень большой срок и еще лет 10 назад необходимо было менять направление образования в сфере транспорта, – отметил Горюшинский. – Сегодня происходят серьезные изменения в экономике, которые требуют еще более экстренных изменений в обучении логистов. Поэтому в нынешнем году было принято решение организовать учебный центр для подготовки профессионалов в этой области. Целевую аудиторию составляют студенты пятых курсов ВУЗов, сотрудники логистических и операторских компаний и даже рядовые соискатели с непрофильным образованием. Мы планируем обучать тех, кто психологически, физически и эмоционально к этому готов. Конечной целью корпоративного университета ПЛА является обеспечение отечественного логистического рынка востребованными специалистами».
Серьезные подвижки в направлении профессионального образования сделаны уже сейчас: в Самаре активно практикуется опережающее обучение студентов старших курсов, а в Нижнем Новгороде в скором времени планируется начать подготовку и переподготовку специалистов на базе Высшей школы экономики.
Своей дорогой по следам чужого опыта
К сожалению, нехватка необходимых знаний, умений и навыков – далеко не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться российским логистам. Как отметил в своем выступлении руководитель комитета по автомобильной логистике, директор ООО «Сотрансавто Нижний Новгород» Игорь Костин, состояние транспортно-логистического рынка России (и ПФО в том числе) характеризуется не только снижением объемов перевозимых грузов, но и замедлением темпов строительства складских помещений, сокращением инвестиций в реальный сектор экономики, ужесточением условий банковского кредитования, переносом сроков строительства ряда транспортных объектов и многими другими сложностями. Ситуация с автомобильными дорогами и транспортными развязками в различных субъектах округа за редкими исключениями также оставляет желать лучшего.
«Но во всем этом есть позитивный момент: наконец-то властные структуры начинают понимать, что без кардинальных мер в данной области не решить назревших за долгие годы проблем, которые ежедневно проявляются в многочисленных авариях, при этом страдают не только люди, но и грузы», – подчеркнул Костин.
Для сравнения докладчик привел ситуацию в странах Евросоюза, где государство регулирует допуск транспортников как на рынок, так и непосредственно к профессии. Так, в соответствии с принятыми в Европе правовыми нормами, каждый перевозчик должен подтвердить финансовую состоятельность, то есть доказать свою способность нести материальную ответственность в случаях утраты груза, задержки или аварии, а профессиональная компетентность подтверждается обязательным лицензированием. Огромную роль играет репутация перевозчика – соответствующее понятие даже прописано в европейском законодательстве.
«Отсутствие лицензирования внутренних перевозок и отсутствие до 2005 года правового учета и контроля, (а также ослабление бюрократических рычагов) привело к тем проблемам, которые существуют сегодня в российской транспортной системе. Я считаю, что необходимо изменить всю систему государственного регулирования автотранспортной деятельности: она должна минимально стеснять рыночные отношения и обеспечивать при этом безопасность транспортных услуг, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая ответственность рыночных игроков. Для этого в конечном итоге нужен специальный механизм – саморегулируемая организация, инициатором создания которой вполне может стать АНО ПЛА», – раскрыл суть своей мысли Костин.
Андрей Иванов дополнил предложение своего коллеги, подчеркнув необходимость изменения структуры взаимодействия представителей транспортно-логистического бизнеса и государства. Результатом должно стать создание независимого федерального агентства по логистике, в компетенции которого будут находиться все вопросы развития отрасли.
«Логистика – это единый комплекс, без которого экономике России не достичь необходимых высот. Поэтому решать все возникающие вопросы необходимо совместными усилиями. Мы со своей стороны делаем все возможное и уверены, что представители российских властей это оценят и помогут как нам, так и себе», – подвел итог конференции Андрей Иванов.
Дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с состоянием транспортно-логистического комплекса ПФО, с задачами его модернизации и деятельностью в условиях финансово-экономического кризиса, будет проходить в рамках конференции «Транспорт и логистика Приволжского федерального округа-2009», которая состоится 29 сентября на Нижегородской ярмарке.
Материал подготовила Екатерина Аникина