Проблема поиска людей, которые помогут начинающему предпринимателю реализовать его бизнес-идею и добиться успеха, весьма актуальна. На что обращать внимание при выборе сотрудников и как сформировать команду, которая будет работать максимально эффективно?
Эксперт – Сергей Митрофанов, генеральный директор Brandflight
Что такое «HRM»?
По словам Сергея Митрофанова, расшифровка аббревиатуры HRM как human resource management (управление трудовыми ресурсами предприятия) на сегодняшний день устарела. Отношение к сотрудникам как к трудовым ресурсам не очень корректно, потому что люди создают, формируют и продвигают инновационные идеи. Ресурсы (машины, оборудование, техника) лишь помогают им в этом.
В команде начинающего предпринимателя все большую роль начинает играть общение между сотрудниками и руководителем. От того, насколько сотрудник воспринимает корпоративную культуру, во многом зависит успех компании. Сергей Митрофанов обращает внимание, что на стадии start-up понятие «корпоративная культура» во многом связана с увлечениями предпринимателя. Поэтому эксперт считает нелишним ознакомиться с информацией, размещенной на страничке соискателя в социальных сетях или на его личном сайте, чтобы выяснить, что интересует данного человека. Однако нужно помнить, что подобные электронные ресурсы являются скорее средствами коммуникации, чем источником информации.
По мнению Сергея Митрофанова, для современного руководителя важно научиться мотивировать сотрудников. Подобные знания пригодятся начинающему предпринимателю, поскольку у него вряд ли получится выплачивать работникам высокие заработные платы. Эксперт отмечает: если сотруднику компании интересна работа, которую он выполняет, его в меньшей степени интересует размер оклада, чем человека, который работает «из-под палки». Лояльность сотрудников к компании можно повысить, например, предоставляя им возможность работать в удобное для них время.
В современных условиях аббревиатура HRM расшифровывается как «human relations motivation» – общение между людьми с целью повышения их мотивации. От мотивации сотрудников зависит результативность их работы. Сергей Митрофанов уверен, что только объединенными усилиями всего коллектива можно производить продукт, востребованный на рынке.
Какие сотрудники нужны компании?
По мнению Сергея Митрофанова, число работников и требования к ним предприниматель определяет в зависимости от особенностей бизнеса. Но компания будет наиболее эффективной, если в ней работает как минимум три человека:
- тот, кто понимает технологию и может решить проблемы, связанные с реализацией данной технологии (технический директор),
- тот, кто способен организовать работу (директор по операциям),
- тот, кто умеет общаться с людьми (партнерами, клиентами, экспертами) в целях продвижения и реализации продукции (директор по продажам).
Все три функции может выполнять один человек (например, сам предприниматель), но чаще всего речь идет о разных людях: один разрабатывает стратегию развития бизнеса, другой находит способы реализации данной стратегии, а третий обеспечивает компанию заказами.
Формирование команды на стадии pre-seed
Сергей Митрофанов напомнил, что на стадии pre-seed самого продукта, как такового, еще нет. Есть бизнес-идея. Найдены денежные средства. Проведены лабораторные исследования и выпущен пробный образец продукции. Для реализации бизнес-идеи нужно сформировать команду.
По мнению Сергея Митрофанова, на этой стадии необходимо решить вопросы:
- Кого приглашать работать в компанию – специалистов или новичков? У специалистов есть опыт и они выполняют работу быстрее и эффективнее. Но люди с образованием и опытом работы ожидают за свой труд более высокое вознаграждение, чем новички. Преимущество новичков – отсутствие опыта, в том числе негативного, который сотрудник может перенести на новое место работы.
С.Митрофанов советует определить, какие функции могут выполнить только специалисты, а какую работу можно доверить новичкам. Например, если компания специализируется на разработке программного обеспечения, написать отдельные участки программного кода могут студенты-математики старших курсов, знакомые с языками программирования. Создание проекта программы, выбор метода реализации данного проекта, общий контроль за работой программистов и оформление патента на инновационную разработку лучше доверить специалисту.
- Что делать, если поток соискателей слишком большой? Люди, как правило, не очень охотно идут в компании, которые находятся на стадии pree-seed или start-up: риск слишком большой, а перспективы весьма туманны. И, если на какую-либо должность в такой компании претендует очень много людей, это означает только одно: предприниматель нечетко сформулировал требования к сотрудникам.
- На что обратить внимание во время проведения интервью? В первую очередь – на людей, которые могут выполнить конкретную работу. Поговорить с всесторонне развитым человеком всегда интересно, но, если его работа не принесет реальных результатов, лучше сделать выбор в пользу человека, у которого есть опыт работы в похожих компаниях.
- Какие вопросы нужно задавать? Во время интервью нужно попросить соискателя пройти тест, чтобы выяснить, совпадают ли его цели с целью компании и насколько быстро он может сориентироваться в нестандартной ситуации. Необходимо поинтересоваться, в каких условиях и в какое время ему удобнее выполнять работу. Также рекомендуется уточнить, сколько человек планирует зарабатывать в будущем. И, наконец, определить, в какой компании человек предпочел бы работать: находящейся на стадии pree-seed или start-up. Если на стадии start-up сотрудники, в большинстве случаев, получают стабильный доход, то на стадии pree-seed заработная плата не всегда выплачивается регулярно.
- Стоит ли брать на работу человека, у которого есть образование и опыт работы, но которому будет трудно работать в коллективе? Знания и опыт – это один из факторов при выборе нового сотрудника. Не стоит переоценивать их значение. Если без подобного специалиста компании никак не обойтись, можно предложить ему поработать в рамках выполнения конкретного проекта. А после этого, выяснив мнение самого сотрудника и коллектива, принять решение – переводить сотрудника в штат или продолжать работать на аутсорсинге.
Особенности работы в команде на стадии start-up
На стадии start-up, когда компания получает регулярный доход в связи с расширением производства, возникает потребность в найме дополнительного персонала. Сергей Митрофанов подчеркнул, что чем больше людей в компании, тем меньше у руководителя возможности общаться с каждым сотрудником напрямую. Следствием увеличения штата часто становится размывание корпоративной культуры. Как сохранить высокую мотивацию и продолжать работать эффективно?
Для комфортной работы коллектива необходимо разработать и создать корпоративную культуру и хорошие условия труда. В корпоративную культуру рекомендуется вовлекать, в первую очередь, начальников отделов. В формировании корпоративной культуры важна поддержка коллег и взаимовыручка.
Необходимо информировать сотрудников о том, что происходит в компании. Сергей Митрофанов обратил внимание, что современные технологии позволяют получить и распространить информацию с невероятной быстротой. И руководство компании должно быть единственным источником информации. В противном случае фотография, сделанная с мобильного телефона на совещании, или случайно услышанная фраза могут привести к распространению слухов и домыслов.
Следует рассказывать сотрудникам об успехах компании и поощрять действия, которые способствуют получению прибыли. По мнению эксперта, ежедневная рассылка электронных писем – это не самый удачный вариант. Лучше торжественно вручить человеку, который успешно реализовал проект, небольшой, но приятный сувенир.
Если действия сотрудника противоречат целям и ценностям компании (например, менеджер по продажам обманул заказчика, а среди корпоративных ценностей значится «честность»), стоит принять решение об увольнении сотрудника. При этом и он сам, и его коллеги должны знать причины увольнения.
Сергей Митрофанов уверен, что значительных успехов в бизнесе можно добиться только при поддержке команды единомышленников, которая создается с первого дня существования компании.
Материал подготовила Алена Красильникова
Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи
«МАРЧМОНТ Капитал Партнерс»