Государственные предприятия, бюджетные организации и компании, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны пройти энергетическое обследование (энергоаудит). Без энергоаудита не обойтись и компаниям, которые разрабатывают инвестиционный проект или принимают решение о необходимости экономии энергоресурсов. У нижегородских предприятий возникает много вопросов о процедуре прохождения энергоаудита. На многие из них постарались дать ответ участники круглого стола «Об отношениях в сфере повышения энергоэффективности в промышленности и выработка мер по исполнению закона «Об энергосбережении».
Эксперты:
Евгений Аркадьевич Зенютич, председатель ОКЭЭ при ТПП НО, генеральный директор ООО «НИЦЭ-НН», директор НИИ энергоэффективных технологий НГТУ им.Р.Е.Алексеева
Игорь Григорьевич Крахмалин, генеральный директор ЗАО НПО «Промэнерго» (Н.Новгород)
Зачем проводить энергетическое обследование?
Согласно ФЗ «Об энергосбережении», энергетическое обследование должны проводить в обязательном порядке коммерческие предприятия, общий расход на все энергоресурсы которых более 10 млн.рублей в год. По мнению Е.А.Зенютича, к данной категории относятся, в основном, крупные производственные предприятия. Компании, энергорасход которых меньше указанного в законе, сами решают – проводить им энергетическое обследование или нет.
Существенный стимул для проведения энергоаудита – постоянный рост тарифов на энергоресурсы. В результате энергетического обследования руководитель получает полную картину: какое количество ресурсов (электроэнергия, газ, вода) расходуется на каждом участке и насколько эффективно они используются. По словам Е.А.Зенютича, путем проведения организационно-технических мероприятий, которые вообще не требуют дополнительных вложений, можно сэкономить до 10 процентов энергоресурсов. Внедрение на производстве инновационных технологий и новейшего оборудования приводит к снижению энергопотребления на 50 процентов.
Если расходы на энергоресурсы составляют минимальный процент от себестоимости продукции, у руководства предприятия возникают сомнения в необходимости экономии энергии. «Мы потеряем больше, чем приобретем, если будем проводить энергоаудит и закупать новое энергосберегающее оборудование», – прокомментировал данную ситуацию участник круглого стола-представитель производственного предприятия. В качестве основного аргумента в пользу того, что энергетическое обследование выгодно не для всех предприятий, этот участник привел стоимость услуг энергоаудиторской компании – 4 млн.рублей.
Е.А.Зенютич посоветовал провести конкурс на проведение энергетического обследования, чтобы выбрать компанию, которая полностью отвечает требованиям заказчика. По мнению эксперта, рынок энергоаудиторских услуг еще не сформирован, и стоимость энергоаудита может отличаться в разных компаниях в 4-5 раз.
Как выбрать энергоаудитора
Представители производственных предприятий часто задают вопросы, касающиеся выбора энергоаудиторской компании: несет ли данная компания ответственность за результаты своей работы, какие требования нужно предъявлять к энергоаудиторам, от чего зависит стоимость энергетического обследования и почему в разных компаниях она отличается в разы. Переплачивать никому не хочется, но необходимо помнить, что энергетическое обследование – это предварительный этап проведения мероприятий по повышению энергоэффективности предприятия. Такие мероприятия могут быть весьма затратными, и, в случае ошибки энергоаудитора, заказчик несет весьма серьезный ущерб.
Энергоаудит – очень сложный процесс, проводить который может только специалист высокого класса. Услуги такого специалиста, имеющего опыт в данной сфере, не могут стоить дешево, считает И.Г.Крахмалин. Предприятие, которое гонится за дешевизной, в конечном счете проигрывает, потому что вместо всестороннего анализа потребления ресурсов оно получает бумагу, которую не примет к рассмотрению ни один инвестор. И.Г.Крахмалин советует: перед тем, как заключить договор с энергоаудиторской компанией, позвонить на предприятия, где данная компания проводила обследование, и выяснить их мнение – что понравилось, что не понравилось, есть ли результат. Если энергоаудитор затрудняется назвать своих заказчиков, это должно насторожить.
Договор на проведение энергетического обследования обычно заключается трехсторонний: между предприятием-заказчиком, компанией-исполнителем и саморегулируемой организацией, в которой состоит исполнитель. Если заказчика не устраивает выполненная энергоаудиторской компанией работа, он обращается к саморегулируемой организации, и она компенсирует заказчику ущерб из специального фонда.
Представитель одного из нижегородских предприятий задал вопрос: несет ли ответственность энергетическая компания в том случае, если ее ошибки были выявлены не сразу, а по прошествии нескольких лет? Заказчик получил энергетический паспорт, а мероприятия по снижению энергопотребления начал выполнять, когда у него появились деньги. И тут выясняется, что рекомендованные энергоаудитором мероприятия неэффективны. Может ли заказчик получить компенсацию?
В данной ситуации предприятию будут компенсированы его расходы лишь в том случае, если это условие прописано в договоре. И.Г.Крахмалин советует представителям предприятий внимательно изучать договор и при необходимости вносить свои дополнения и изменения.
Механизмы финансирования мероприятий по энергосбережению
Даже если руководство предприятия осознает необходимость проведения энергетического обследования и ему порекомендовали надежную энергоаудиторскую компанию, все равно остаются сомнения: стоит ли начинать энергетическое обследование, если у организации нет средств на выполнение рекомендаций, прописанных в энергетическом паспорте? Е.А.Зенютич рассказал о механизмах финансирования мероприятий по энергосбережению.
Одним из наиболее эффективных способов финансирования для промышленных предприятий является энергосервисный контракт. Между предприятием и инвестором заключается соглашение, по которому инвестор вкладывает деньги на проведение мероприятий по снижению энергопотребления предприятия, которое впоследствии возвращает инвестору деньги за счет средств, полученных вследствие экономии энергоресурсов. По словам Е.А.Зенютича, в настоящий момент ведется работа по созданию нормативно-правовой базы для обоснования энергосервисных контрактов, а также составляется образец такого контракта. Еще один вариант – создание при ведущих финансовых институтах (Сбербанк) подразделений, которые бы выдавали заемные средства предприятиям и энергосервисным компаниям для реализации энергосберегающих проектов. Данные финансовые механизмы весьма эффективны, но пока, к сожалению, они имеют декларативный характер.
Участники круглого стола пришли к выводу, что сегодня наиболее реальный для нижегородских предприятий способ получения субсидий на повышение энергоэффективности производства – обратиться за помощью к Министерству промышленности и инноваций или к Инвестиционному совету при губернаторе. Теоретически, существует три условия для получения государственной поддержки:
- проект должен быть направлен на повышение энергоэффективности (а не просто замена старого оборудования на новое),
- срок окупаемости проекта – не более четырех лет (проект должен быть реально выполнимым и эффективным),
- социально-экономическая значимость проекта (рост налоговой базы, создание дополнительных рабочих мест).
Чтобы разработать эффективный инвестиционный проект, нужно провести энергетическое обследование, получить энергетический паспорт, на его основании составить технико-экономическое обоснование и бизнес-план.
К сожалению, большинство нижегородских предприятий находятся еще в начале пути. Далеко не все организации провели энергетическое обследование. Не у всех компаний, которые уже получили энергетический паспорт, есть средства для реализации его рекомендаций. Реализации закона «Об энергоэффективности» препятствует и небольшое количество компаний, которые имеют право проводить энергоаудит. По подсчетам экспертов, в Нижегородской области насчитывается более 1,5 тысяч промышленных предприятий. В нашем регионе работает около 30 экспертных компаний. И.Г.Крахмалин уверен, что все нижегородские предприятия не успеют пройти энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года.
Закон не запрещает предприятиям самим проводить энергетическое обследование, если данное предприятие является членом саморегулируемой организации и у него есть кадровый потенциал. Ведется разработка мер государственной поддержки промпредприятий, повышающих энергоэффективность производства. Таким образом, положения закона «Об энергоэффективности» реализуются, правда, не теми темпами, на которые рассчитывали авторы данного законопроекта.
Комментарий Владимира Ивановича Кудинова, начальника отдела теплотехнических измерений и испытаний ФГУ «Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации»
Ст.16 ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» установлен перечень юридических лиц, которым необходимо проведение обязательных энергетических обследований.
Анализируя количество обращений и те темпы, с которыми в настоящее время проводятся энергетические обследования, можно сказать, что многие организации, попадающие под обязательные энергетические обследования, до 31 декабря 2012 года, их не пройдут.
На наш взгляд, для выполнения ФЗ №261 в части проведения энергетических обследований и реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности необходимо усилить контроль со стороны Волжско-Окского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжско-Окского управления Ростехнадзора) и администрации субъектов РФ, а также разработки и принятия ряда мероприятий по стимулированию в области энергосбережения (снижение тарифов за оплату потребляемых энергоресурсов, снижение процентной ставки при получении кредитов и т.д.).
Материал подготовила Алена Красильникова