Нижегородский коммерсант
ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Регистрация
ПОИСК ПО САЙТУ

Рубрика Офисное пространство | Выпуск 11 (23) Олег Сорокин: «Мы сделали ставку на торговые центры и не прогадали»

Генеральный директор ГК «Столица Нижний» Олег Сорокин семь лет назад первым решился построить в Нижнем Новгороде торговый центр европейского уровня. Открытие «Этажей» на улице Белинского послужило началом создания масштабных торговых коридоров в городе. В ноябре 2008 года начал работу торгово-развлекательный центр «Фантастика» площадью более 150 тыс.кв.м – крупнейший в Нижнем Новгороде. Этот объект по итогам года был признан лучшим торгово-развлекательным центром России. Став лидером рынка коммерческой недвижимости, предприниматель активно осваивает сектор жилой недвижимости: сейчас яркие, разноцветные дома ГК «Столица Нижний» украшают микрорайон Мещерское озеро. Олег Сорокин рассказал нам о работе своей компании.

«Покупатели готовы платить только за ассортимент»
- Олег Валентинович, ТРЦ «Фантастика» был признан по итогам прошлого года лучшим российским ТРЦ. Чем данный объект отличается от других проектов ГК «Столицы Нижний»?
- В отличие от других наших проектов, торговых центров «Этажи» и «Республика», это именно торгово-развлекательный центр. Значительная зона третьей очереди отведена под развлекательную часть. Идеология центра такова: туда можно прийти всей семьей на целый день и провести время с пользой и удовольствием.

- Нижегородские эксперты утверждают, что большинство торговых центров в городе схожи между собой, и в ближайшее время девелоперам придется задуматься над расширением развлекательной составляющей и привлечением в этот сектор уникальных арендаторов. Ставку на развлечения Вы сделали, исходя из подобных убеждений?
- Не совсем так. Есть некие реалии рынка: рынок дает потребителю то, за что потребитель готов платить. Сегодня российский и, в частности, нижегородский потребитель в первую очередь готов платить за большой, даже очень большой, выбор магазинов. А также за то, чтобы в одном месте можно было купить достаточно много разнообразного товара. И наличие кинотеатра на успешность торгового центра практически никак не влияет.

Пять лет назад в Нижегородской области открылся торговый центр «МЕГА». В этом центре один-единственный, но неоспоримый козырь – большой выбор магазинов. Судите сами. Местоположение – минус, архитектура – минус. Но проект, тем не менее, весьма успешен и прекрасно функционирует практически без наличия развлекательной части. Из развлечений там до недавнего времени были только каток и фудкорт. Поэтому говорить о том, что в каждом проекте для его успешности должен быть кинотеатр, боулинг, гостиница, каток, аквапарк и прочее, неправильно.

Другое дело, что на определенном этапе развития рынка эта ситуация будет меняться. Но не кардинально. И, кстати, в том же ТРЦ «Фантастика» мы не сделали ничего выдающегося – мы открыли фитнес-центр World Class, кинотеатр сети «Синема Парк» и развлекательный центр. Почему мы это сделали? Да потому что вокруг «Фантастики» строится и уже построена масса жилья. Мы хотим, чтобы у жителей этих домов была возможность посмотреть кино или позаниматься спортом, не уезжая далеко от дома. Но при этом, если магазины будут дорогими, а выбор товара ограничен, никакими катками и кинотеатрами народ в торговый центр не заманишь.

Зато противоположных примеров достаточно, даже в нашей группе компаний. В торговом центре «Этажи» вообще нет развлечений, но люди туда ходят и будут ходить, потому что там есть определенный набор магазинов, которые нравятся покупателям. Нравится компактность, уют, удобство подъезда, доступность парковки. В ТРЦ «Фантастика» тоже будет свой потребитель, нужно только постоянно ориентировать центр под этого потребителя.

- Но, тем не менее, в проекте ТРЦ «Фантастика» Вы решились на восьмизальный кинотеатр, что для Нижнего Новгорода является весьма масштабным проектом (на сегодня четырехзальный кинотеатр работает только в одном ТЦ «Шоколад»)?
- Да. Но, как я уже говорил, только из-за того, что вокруг центра сосредоточено много жилых домов. К тому же, при таком масштабе торгового центра, размещать на третьем этаже магазины было бы неправильно. Планировка такова, что третий этаж просто требует развлекательную составляющую. Конечно, развлечения добавляют посещаемости, но в лучшем случае это не более 20%.

Масштабное строительство – это всегда сложности
- При таком серьезном подходе к качеству торгового предложения, сложно ли было заполнить новый ТРЦ арендаторами, ведь в аренду сдаются внушительные площади?
- Нужно понимать, что количество магазинов не должно влиять на качество. А это очень непросто. На мой взгляд, мы добились хорошего подбора арендаторов – например, бутик «Zara» и другие магазины, входящие в «Inditex Group», которые впервые пришли в Нижний Новгород именно с нашей компанией. Сегодня все профессиональные участники рынка говорят о том, что «Фантастика» – тот объект, который с точки зрения логистики, функционала, архитектуры, качества подбора операторов соответствует стандартам этого бизнеса. Вообще, один из главных выводов работы над этим проектом в том, что никто из зарубежных партнеров не боится сотрудничать с ГК «Столица Нижний». Если раньше иностранные компании прежде, чем подписать договор, чуть ли не под микроскопом рассматривали наши документы, то теперь таких проблем не возникает. В «Фантастике» уже работают операторы с мировым именем, среди которых признанные лидеры мирового ритейла OBI и Real. Нам доверяют, у нас есть наработанный багаж отношений.

- Поскольку ТРЦ «Фантастика» самый крупный проект в портфеле ГК «Столица Нижний», были ли какие-то трудности с его реализацией?
- Масштабное строительство – это всегда сложности. Но они общие для всех девелоперов: подключение тепла, обеспечение электроэнергией. Даже с точки зрения архитектуры достаточно сложно построить здание площадью под 150 тыс.кв.м, чтобы оно хотя бы не раздражало. Кстати, мне кажется, власти делают большую ошибку, что не предъявляют никаких требований к архитектуре торговых центров. Конечно, довольно проблематично сделать из крупного магазина арт-объект, архитектурно привлекательное здание, но какие-то критерии должны существовать.

Нашему покупателю нужны эмоции!
- Вы большое внимание уделяете декорированию интерьеров Ваших торговых центров: это и оформление потолка в зависимости от времен года в ТЦ «Этажи», и установка красочных фигур женщин рубенсовских форм в ТРЦ «Фантастика».
- Что ж, у покупателей свои уловки, а у девелоперов свои. Мы исходим из того, что нашему потребителю нужны положительные эмоции. Если европейцы идут в торговые центры за конкретными покупками, то нам хочется чего-то яркого, запоминающегося: карнавалов, праздников, эмоций. Мы на собственном опыте знаем, какие мы. Наша ментальность больше схожа с восточной, азиатской.

Нижегородцы готовы все выходные тратить на прогулки по торговому центру. Поэтому мы устраиваем праздники и конкурсы для покупателей, проводим концерты «живой» музыки, украшаем интерьер. В общем, стараемся, чтобы посетитель не только сделал покупки, но и получил дополнительно удовольствие. Если предпочтения наших граждан будут меняться в другую сторону, соответственно, будет меняться концепция и идеология торговых центров. Но пока все наоборот: пока европейцы подстраивают свои успешные западные проекты под нашего потребителя.

Пытаемся увидеть завтрашний день
- Действительно, девелоперский бизнес очень рискованный, ведь деньги вкладываются большие, а предсказать реакцию рынка порой бывает сложно. Или все-таки возможно? Я вспоминаю, как 5 лет назад открытие вашего торгового центра «Республика» на площади перед Московским вокзалом вызвало бурю эмоций и обсуждений. Многие эксперты говорили, что открывать качественный крупный торговый центр в районе неухоженного железнодорожного вокзала – это абсурд. Но вам удалось не только облагородить территорию, но и сломать стереотип. В чем секрет успеха?
– Да, по поводу «Республики» спорили не только эксперты рынка, но и инвесторы проекта. Потому что все понимали: торговая среда Московского вокзала формировалась ни один год. И три года назад она была совершенно другая. Сейчас уже мало кто помнит беспорядочную торговлю и неухоженные ларьки на привокзальной площади. И теперь я с гордостью могу сказать, что ТЦ «Республика» – это блестящий проект. Мы абсолютно угадали, каким он должен быть: ротация арендаторов минимальная, люди туда с удовольствием ездят, мы сделали нормальную парковку, благоустроили, как смогли, территорию. То есть построили на этом проблемном месте объект, который именно в этом месте и должен быть. Да, там не хватает гостиницы, там не хватает кинотеатра, не хватает развлечений. Но если власти помогут нам, то все это будет. Самим, конечно, с этим справиться очень тяжело, потому что территория привокзальной площади на самом деле очень сложна в своем освоении.

И вокзал, и метро, и автобусные остановки – все сконцентрировано на одной территории. С одной стороны это минус, но при правильном подходе – плюс. Ведь благодаря своему местоположению ТЦ стал центром притяжения для жителей области, в «Республику» приезжают из районных центров, где пока мало хороших магазинов и развлечений. Для нас этот покупатель очень важен и очень интересен. В первую очередь потому, что ему торговый центр «Республика» тоже нравится. И хотя рядом есть большой универмаг, много магазинов и рынок, «Республика» от такого соседства не страдает.

- Получается, Вам удалось увидеть завтрашний день, угадать, как будут меняться вкусы нижегородцев?
- В данном конкретном случае это получилось, но нет никакой гарантии, что в следующий раз мы не ошибемся. Открытия нового объекта вся наша команда ждет всегда с большим волнением. Каждый раз очень хочется, чтобы нижегородцы увидели нашу задумку в полном объеме.

- У «Столицы Нижний» очень большой опыт в сфере торговой недвижимости, Вы работаете на этом рынке уже почти 9 лет. Сильно ли изменилась компания за годы своей работы?
- Естественно, мы живем той же жизнью, что и вся страна. Очень много факторов влияет на развитие компании, и определенные векторы развития выделить очень сложно. Пока единственная тенденция – укрупнение проектов. Это делается сознательно, потому что мы не можем себе позволить заниматься большим количеством проектов, а финансовые возможности компании сегодня позволяют вести масштабное строительство. Поэтому мы идем по пути укрупнения проектов и создания новаторских идей. Например, осваиваем методику комплексной застройки территории. Наш жилой комплекс «Седьмое небо» задуман как настоящий «город в городе», где кроме жилых домов будет торговый центр, школа, детский сад, зона для отдыха.

Другой пример – проект яхт-клуба, за который взялась ГК «Столица Нижний». Это очень сложная задача, абсолютно не похожая на те, что мы решали раньше. Мы хотим создать благоустроенное место для отдыха у воды – с набережной вдоль Волги, гостиничным комплексом, спортивно-оздоровительным центром, большим залом для проведения культурных мероприятий. Если получится все, что мы задумали, это будет значимый для города проект, аналогов которому пока нет.

Беседовала Марина Сипатова


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Офисное пространство | Выпуск 2 (14) Мебель: коротко о главном
Такая разная мебель. Соответствие стандартам. Особенности проектирования предметов интерьера. Испытания мебели. Важные нюансы.
Рубрика Офисное пространство | Выпуск 1 (13) Искусство витража
Что такое витраж? Современные витражи. Типы витражей.
Рубрика Офисное пространство | Выпуск 24 (53) Магазин на первом этаже
Конкуренция в сфере розничной торговли достаточно велика, но, тем не менее, постоянно возникают новые торговые точки и появляются желающие открыть собственный магазин. Как выгоднее поступить: арендовать торговую точку, купить помещение на первом этаже и перевести его в нежилое или сразу приобретать готовый магазин? В этом мы постарались разобраться.
Рубрика Офисное пространство | Выпуск 23 (52) Владимир Лашманов: «На рынке офисной недвижимости предложение превышает спрос»
Выбор офиса – один из важных вопросов организации бизнеса. Какие офисы пользуются популярностью у нижегородских бизнесменов и каково соотношение приобретаемых в собственность и арендуемых площадей на сегодняшний день – об этом немного подробнее.
Изготовление мебели
для дома, офиса и торговли
Под заказ, по инд. дизайну
ТМК «Язык мебели»
Тел.: (831) 2918250,
8-9107979796
Лестницы НН
Лестницы любой сложности
Изготовление, установка
Ул.Ясная, строение 39
Тел.: 8-9087438330
Первая фабрика Рекламы
Полиграфия, печать по текстилю
сувенирная продукция
наружная реклама

Собственное производство
Тел.: (831) 4129159, 8-9875503059
Нефтепродукты
Оптовые поставки
ООО "Гарант"
Тел.: (83145) 94151,
8-9092993145
Михаил Львович Федотов: «Помогая молодым ученым, мы развиваем инновационный потенциал Нижегородской области»
ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» существует уже пятый год. За это время специалистами бизнес-инкубатора разработана эффективная программа поддержки начинающих предпринимателей. Если принять количество вновь созданных компаний за 100 процентов, в условиях свободного рынка выживает только 20 процентов из них. Мероприятия, проводимые нижегородским бизнес-инкубатором, позволяют увеличить это число до 80 процентов.
Государственная поддержка российского автопрома – миф или реальность?
Оценка ситуации в отрасли с точки зрения эффективности принимаемых решений и последствий.
Идеальный партнер для медицинских учреждений
Любое медицинское оборудование, даже самое качественное и именитое, рано или поздно выходит из строя. И чтобы перебои в работе этой техники никак не сказывались на деятельности медицинских учреждений, существуют компании, специализирующиеся на «лечебном» ремонте и сервисном обслуживании медицинского оборудования.
Редакция сайта
Тел.: (831) 2296892
E-mail: i-media@norma-nn.ru

Книжный магазин
Сухие строительные смеси. Бетоны
Материалы и технологии
Серия «Строитель», «Стройинформ»
При использовании материалов с сайта
ссылка на сайт nkom-nn.ru обязательна
Copyright © 2009 ООО "ИД Норма"