Нижегородский коммерсант
ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Регистрация
ПОИСК ПО САЙТУ

Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 1 (2) Мороженое и бизнес в России

Сегодня производством мороженого в России занимаются более 300 предприятий. При этом в связи с консолидацией крупных игроков на долю порядка пятнадцати производителей приходится половина отечественного рынка. Какое место в данном раскладе занимают региональные компании, каковы их достижения, проблемы и перспективы – читайте ниже.

Пути наименьшего сопротивления
Большинство компаний, «мороженая» продукция которых пользуется неизменным спросом у нижегородцев и жителей области, пришли на нижегородский рынок в последние годы. В это же время многие хладокомбинаты советской эпохи заметно сдали свои позиции. Если еще лет десять назад производителей мороженого в нашем регионе было всего три, то сегодня их больше десяти. Лидирующие позиции на местном рынке занимают такие компании, как «ПОСПЕЛ!» и «Фабрика грез» (подразделение холдинга «Поспел»), ИП Шибаланская А.А. (она же – компания «Колибри», г.Бор), ООО «Семь гномов» (г.Арзамас); в меньшем объеме поставляется продукция ООО «Калинов Мост» (г.Дзержинск), ИП Пашин А.Ю. (г.Кстово) и других производителей.
Многие оптовые торговые компании, занимавшиеся продажей «чужого» мороженого, в конце 90-х годов организовали свое собственное производство. Так действовали, к примеру, компании «Колибри» и «Калинов Мост».

Коммерческий директор компании «Колибри» Дмитрий Микешин: «В 1992 году семья Шибаланских из поселка Неклюдово начала заниматься оптово-розничной торговлей, в том числе и продажей мороженого. Постепенно открылась сеть киосков, кафе, оптовый склад, а вскоре родилась идея собственного производства. Было выкуплено одно из зданий автопредприятия, где открылась фабрика по производству мороженого, и летом 1999 года налажен выпуск мороженого в вафельном стаканчике. В то время всего шесть работников фабрики производили 100кг продукции в день, и купить это мороженое могли только жители Бора. Через некоторое время было приобретено современное итальянское и немецкое оборудование, заработали новые цеха, увеличилось количество персонала, а выпуск продукции составил 30 тонн мороженого и 5,5 тонн вафельных изделий в сутки. На сегодняшний день основными направлениями деятельности компании являются производство мороженого, вафельных изделий и шоколадной глазури под торговой маркой «Лакомство Колибри», оптовая и розничная торговля выпускаемой продукцией, оказание услуг по хранению продукции и транспортные перевозки».

Дзержинское предприятие «Калинов Мост», созданное в 1993 году, первоначально также ориентировалось на торговую деятельность. Однако спустя шесть лет было начато строительство фабрики, которая в 2001 году приступила к выпуску мороженого. Сейчас предприятие работает на полную мощность и способно производить до 60 тонн продукции в сутки. На фабрике имеется шесть линий по изготовлению мороженого и две печи по выпуску хрустящих вафельных стаканчиков.

Успеха добились и те компании, кто сумел замкнуть на себе всю цепочку – от производства до сбыта продукции. Так, ООО «Фабрика грез», созданное в 2003 году в рамках холдинга «ПОСПЕЛ!», на сегодняшний день выпускает едва ли не самый большой объем и ассортимент мороженого среди нижегородских производителей. Производство традиционно начиналось с обычного вафельного стаканчика, а сейчас в ассортименте компании «ПОСПЕЛ!» около 200 различных фасовок пломбира и сливочно-растительного мороженого с различными наполнителями.

Новации в рамках традиций
Классическое мороженое в вафельном стаканчике все нижегородские компании выпускают и по сей день; при этом у большинства местных производителей есть и своя специализация. Например, компания «Колибри» первой в Нижегородском регионе начала выпуск мороженого в сахарном рожке, и сегодня с успехом специализируется именно на этом виде продукции. Компания «ПОСПЕЛ!» отдает предпочтение выпуску мороженого в брикетах, батончиках и крупной расфасовке. Гордость предприятия – трубочка во взбитой шоколадной глазури «ПОСПЕЛ!», которая варится из настоящего сливочного масла.

Начальник фабрики мороженого хладокомбината «Заречный» Надежда Булгакова: «С момента открытия фабрики мороженого в 1989 году наше руководство все эти годы поддерживало производство линейки пломбирных сортов. В последнее время поступали предложения развить производство мороженого по техническим условиям. Однако директор хладокомбината, несмотря на сложную ситуацию с сырьем, взял курс на поддержание и расширение ассортимента пломбира по ГОСТу. Мы солидарны с его мнением о том, что более высокая цена на мороженое гарантирует столь же высокое качество, и человек, купивший наш пломбир, будет уверен, что он стоит потраченных денег».
Пломбирные сорта составляют большую часть ассортимента продукции ООО «Калинов Мост».

Технологический вопрос
Судя по заверениям самих производителей, большинство нижегородских фабрик по производству мороженого оснащено всем необходимым оборудованием. В основном это итальянские и немецкие линии по производству мороженого, а также печи для выпекания вафель и оборудование для варки глазури.

Однако встречаются и исключения. Так, на фабрике мороженого компании «Колибри» установлено одноименно оборудование калининградской фирмы, изначально предназначенное для выпуска «европейского» мороженого малой жирности с различными вкусовыми добавками. Из трех вафельных печей, используемых в производстве, две выпекают не стаканчики, а крученый сахарный рожок «Стандарт 185», а третья – новый вид продукции «Стандарт 110» с ровным краем, которую «Колибри» предлагает другим производителям мороженого.

Стимулирует покупку оборудования рождение новых идей. Для примера, несколько лет назад ООО «Калинов Мост» приобрело оборудование для производства крупновесового мороженого в виде «колбасы». Впрочем, гораздо чаще технологическая модернизация происходит по причине насущной необходимости. На собственных площадях того же «Калинова Моста» несколько лет назад был введен в эксплуатацию холодильный терминал объемом 14 тыс.куб.м.

«Это большой холодильный склад, в котором вся продукция размещается на поддонах, – поясняет директор ООО «Калинов Мост» Анатолий Калинов. – При абсолютной логистике мы в любое время можем найти требуемый поддон из трех тысяч, находящихся в терминале – компьютерная программа укажет точный адрес хранения. Это позволяет очень быстро отгружать продукцию в рефрижераторный транспорт, сохраняя ее качество. Холодильные машины у нас иностранного производства, а металлоконструкции и сэндвич-панели отечественные. В России на тот момент не было аналогов холодильных машин, которые нам требовались, и мы, естественно, купили импортные».
По словам других участников рынка, для реализации подобных крупных программ активно привлекаются банковские кредиты, и лишь в редких случаях – собственные средства.

Каналы сбыта
Чаще всего для реализации продукта производители мороженого используют киоски и ларьки. На втором месте находятся супермаркеты, на третьем – минимаркеты и универсамы, затем следуют магазины шаговой доступности и морозильные лари на улице. Эта ситуация значительно меняется в зависимости от сезона: зимой прилавки практически исчезают с улиц, но в то же время увеличивается объем продаж в магазинах. За последние три года возросла доля супермаркетов и универсамов в реализации мороженого. А вот доля продаж в системе HoReCa пока невелика.
Анатолий Калинов: «В Нижнем Новгороде есть несколько производителей, у которых свои сети по сбыту. Естественно, они в первую очередь будут сбывать свою продукцию, а не нашу. Это нормальный подход. На рынок Нижегородской области, как это ни странно, уходит минимальная часть нашего продукта; львиная доля идет за пределы области. Дальняя западная точка сбыта – это Белоруссия. Затем идут Брянск, Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Воронеж, Киров, Саранск, Казань, Набережные Челны. Ориентировочно в радиусе тысячи километров мы доставляем продукцию сами. Оптовики из более отдаленных территорий вывозят ее своим транспортом».

Проблемное место
В числе общих проблем нижегородских мороженщиков – высокая стоимость энергоносителей, жесткая конкуренция на рынке, нехватка оборотных средств, демпинг и низкая платежеспособность населения. Отсюда нехватка средств на полную модернизацию и рекламу.
Важную роль играет и тот факт, что основной потребитель российского мороженого привык покупать и съедать мороженое «на бегу», в качестве перекуса. Более того, сегодня он меняет свои предпочтения и переходит на другие продукты «импульсного» спроса – шоколадки, снэки, пиво и газировку, – составляющие серьезную конкуренцию холодному лакомству.

Мечта всех отечественных производителей – повысить уровень потребления мороженого до показателей западных стран. Если среднестатистический россиянин съедает менее 3кг мороженого в год, то на долю жителя Европы приходится 8-10кг, а в США и того больше – 13-15кг. Впрочем, специалисты, работающие на рынке, ставят более реальную цель: вернуться к показателям начала 90-х годов, когда объем рынка составлял 450-460 тысяч тонн в год. Однако для того, чтобы это произошло, мороженому как товарной категории нужна массированная рекламная поддержка. Значительных инвестиций требует также развитие логистики и дистрибуции.

Тем не менее, аналитики оценивают нижегородский рынок как достаточно плотный и один из самых насыщенных в стране. Возможно, что в ближайшем будущем наиболее крупные игроки выступят с инициативой поглощения наиболее успешных производителей Нижнего Новгорода. Однако, по мнению самих нижегородских мороженщиков, региональная специфика рынка сохранится.

Материал подготовила Екатерина Аникина


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 08 (65) Игорь Бессчастнов: «Спрос на рынке определяется покупателем»
В Н.Новгороде и в области с каждым годом растет число магазинов, принадлежащих международным и федеральным сетям. Все больше магазинов формируют ассортимент и устанавливают цены, исходя из потребностей покупателей. И производителям нужно учитывать данное обстоятельство при работе с торговыми сетями.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 08 (65) Рыбный «Берег»
Интервью с директором ООО «Берег» (ранее – ИП Н.В.Копытова) Натальей Копытовой.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 07 (64) Нижегородские продукты на нижегородском рынке
В увеличении объема продаж заинтересован в первую очередь сам производитель продуктов питания. По мнению нижегородских товаропроизводителей, лучший способ продвижения и реализации продукции – сотрудничество с крупными торговыми сетями.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 05 (62) Алексей Морозов: «Получить государственную поддержку реально»
В нашей области выращивается достаточно зерна и овощных культур, чтобы обеспечить всех нижегородцев продукцией местного производства. Этого удалось достичь, в том числе, благодаря эффективным мерам государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, которые специализируются в области растениеводства.
Изготовление мебели
для дома, офиса и торговли
Под заказ, по инд. дизайну
ТМК «Язык мебели»
Тел.: (831) 2918250,
8-9107979796
Нефтепродукты
Оптовые поставки
ООО "Гарант"
Тел.: (83145) 94151,
8-9092993145
Лестницы НН
Лестницы любой сложности
Изготовление, установка
Ул.Ясная, строение 39
Тел.: 8-9087438330
Первая фабрика Рекламы
Полиграфия, печать по текстилю
сувенирная продукция
наружная реклама

Собственное производство
Тел.: (831) 4129159, 8-9875503059
Время получать бизнес-образование
Интервью с директором НОУ «Учебно-кадровый центр «Бизнес-образование» Е.Поляниной.
Популярные металлоизделия и новинки рынка
Алюминиевые профили в конструктивном решении фасада. Металлические профили для установки перегородок. Оконная фурнитура. Дверная фурнитура.
Юрист – в штат или на аутсорсинг?
Мнения нижегородских предпринимателей.
Редакция сайта
Тел.: (831) 2296892
E-mail: i-media@norma-nn.ru

Книжный магазин
Балконы и лоджии
Остекление и оборудование
Серия «Своими руками»
Самойлов В.С.
При использовании материалов с сайта
ссылка на сайт nkom-nn.ru обязательна
Copyright © 2009 ООО "ИД Норма"