Нижегородский коммерсант
ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Регистрация
ПОИСК ПО САЙТУ

Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 3 (4) Роскошь волшебных пузырьков

Шампанское – игристое вино, неотъемлемый элемент торжества и роскоши. Мы не мыслим ни одного праздника без этого напитка. Под брызги шампанского корабль выходит в первое плавание, автогонщики наслаждаются победой, и практически все загадывают желания на Новый год.

Оригинал или подделка?
Само название напитка «champagne» пошло от одноименной французской провинции, в которой он впервые был произведен. И хотя мы привыкли использовать данное название для обозначения игристого вина вне зависимости от того, где оно было изготовлено, в какой стране, правильным будет использовать его лишь по отношению к вину, произведенному в провинции Шампань по определенным технологиям. Это исключительное право на наименование было подтверждено Версальским договором после окончания Первой мировой войны. Даже термин «шампанский метод» («méthode champenoise», «champagne method») был запрещен для вин не из Шампани в пользу термина «традиционный метод» («méthode traditionelle»).

Специальные правила и положения по изготовлению шампанского были разработаны «Межпрофессиональным комитетом шампанских вин». Благодаря этим правилам напиток получается высокого качества, так как в них указываются подходящие места для выращивания винограда, а также сорта винограда, которые наиболее подойдут для создания этого божественного напитка. Так, наиболее подходящими считаются три сорта винограда: шардоне (фр. chardonnay), пино нуар (фр. pinot-noir) и мино менье (фр. pinot-meunier), которые можно использовать как отдельно, так и смешивая между собой. Кроме того, в своде правил также подробно рассказывается, как необходимо правильно выращивать виноград, подрезать лозу, собирать урожай и оговаривается степень отжима винограда. И только при исполнении всех этих указаний напиток по праву может называться «Шампанское».

Игристые вина изготавливаются по всему миру: в Испании это «Cava», в Италии – «Spumante», в Южной Африке – «Cap Classique». Итальянское игристое вино из винограда сорта мускат называют «Asti». В Германии наиболее распространено игристое вино «Sekt». Даже производителям других регионов Франции запрещено использовать название «шампанское». Например, виноделы Бордо, Бургундии и Эльзаса изготавливают вино под названием «Crémant».
Но в некоторых странах все еще разрешается производителям использовать для своего продукта название «шампанское». Для этого Конгрессом США был принят закон, указывающий на то, что данное название является «частично видовым» (англ. semi-generic).

Термин «шампанское» используется и в России и на территории стран бывшего СССР. Игристое вино выпускается под зарегистрированной на данной территории торговой маркой «Советское шампанское», «Российское шампанское» и др. С точки зрения экспертов, данная ситуация может привести покупателей в замешательство относительно подлинности напитка.

Где истоки знаменитых пузырьков?
Годом рождения волшебного напитка считается 1695. Запись, датированная именно этим годом, была найдена в хрониках бенедиктинского аббатства Отвилье.
«Секрет белого игристого вина был найден Домом Периньоном, ведь до него умели делать только соломенное и хмельное вино...»
По свидетельству хроники, Дом в погребке аббатства нашел бутылку с перебродившим вином. Когда монах взял ее в руки, пробку вышибло, из горлышка стала фонтанировать пенная струя. Дом решился его попробовать, и напиток пришелся ему по вкусу.

Кому пришло в голову наладить производство этого восхитительного напитка – самому Дому или его собратьям – точно неизвестно. Но дело было сделано, и на свет появилась первая технология по производству игристого вина, хотя оно получалось мутноватым, с осадком на стенках и дне бутылки.

Уже позже Николь Барб порадует свет открытием метода «ремюаж». Благодаря данной технологии, шампанское за три месяца избавляется от осадка и становится кристально прозрачным. Этот метод до сих пор используют виноделы всего мира.
Николь Барб – это жена Франсуа Клико, владельца небольшого предприятия по производству шампанского, впоследствии всемирно известная, как «вдова Клико».
Именно благодаря ей шампанское стало популярным в России. В 1812 году, когда русские войска вошли в Париж, Николь отправила корабль «Добрые намерения» в Россию. На его борту было 10 тысяч бутылок шампанского. Напиток пришелся по вкусу русскому дворянству, и Николь получила новый рынок сбыта своей продукции.

Как шампанское стало «советским»
Русское шампанское начали изготавливать еще в 1799 году в Крыму, в Новом Свете. А во второй половине XIX века Князь Лев Сергеевич Голицын сделал производство шампанского более успешным.
Начало нового, ХХ века ознаменовалось открытием в Париже Всемирной выставки, главным мероприятием которой был конкурс вин. Результат шокировал всех, особенно французов, так как первое место и Гран-при завоевало русское шампанское «Новый Свет», произведенное предприятием князя Голицына.

Таким образом, своим рождением «Советское шампанское» обязано князю Голицыну, а позже и профессору А.М. Фролов-Багрееву, который 1919 году поставил на научную основу производство шампанского в Абрау-Дюрсо. Кроме того, Фролов-Багреев 1942 году был даже удостоен Сталинской премии за разработку и широкое внедрение в промышленность новых технологий и аппаратуры производства шампанских вин резервуарным способом.
Марка «Советское шампанское» была разработана в 1928 году Совнархозом СССР и применялась на всех заводах, выпускающих это вино.
А в 1969 году был зарегистрирован товарный знак «Soviet Sparkling» («Советское игристое»). Именно под этой маркой «советское шампанское» известно за рубежом.

Считается, что сладкое «Советское шампанское» появилось благодаря Иосифу Виссарионовичу Сталину. В послевоенные годы на прием к Иосифу Виссарионовичу пришел министр пищевой промышленности со списком предприятий, которые предполагалось наградить орденами к очередному советскому празднику. Бегло просматривая список, Сталин поинтересовался, почему в там присутствует завод шампанских вин.

Министр ответил, что в советской стране шампанское является самым популярным праздничным напитком. Сталин отнесся к данному к этому критично, он подчеркнул, что, по его мнению, «шампанское немного кислит».
Министр отправился на завод шампанских вин, где в тщательно проверенные и отобранные бутылки, специально для Сталина, добавили ликера из старого вина и кристаллический сахар. Иосиф Виссарионович попробовал привезенное министром вино, одобрительно кивнул и подписал представление о награждении виноделов орденом.

На самом деле, во Франции еще задолго до 1917 года в приготовляемое для поставок в Россию шампанское добавляли сахар, и оно именовалось не иначе как «русским», так как шампанское всемирно знаменитой «Вдовы Клико» содержит всего 1,5% сахара.

«Всеобщая шампанизация» в Нижнем
28 июля 1936 года на заседании Политбюро, при личном участии Сталина, было принято постановление о строительстве заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР. Данное решение было принято из-за экономических соображений. По предварительным подсчетам получалось, что перевозка сырья и винных материалов выглядит значительно экономичнее транспортировки готовой продукции. Это связано с тем, что готовая продукция при перевозке занимает довольно большой объем. К примеру, затраты на перевозку одной бутылки шампанского равны затратам на перевозку сырья, необходимого для изготовления четырех бутылок шампанского.

С 1937 года «всеобщая шампанизация» прошла по всей стране. Первый завод был построен в Ростове-на-Дону. Далее наступила очередь города Горького, ныне Нижнего Новгорода. 13 сентября 1940 года на «Нижегородском заводе шампанских вин» была выпущена первая продукция. Всего в 1940 году было произведено свыше 330 тысяч бутылок шампанского (в основном – полусладкого), в 1941 году – около миллиона единиц продукции.
Во время Великой Отечественной войны на фронт были призваны более 100 сотрудников, но завод продолжал работать, внося посильный вклад во всеобщее дело. Было налажено производство «коктейля Молотова» (зажигательной смеси) и сухого спирта. Ассортимент продукции завода в военное время был расширен и дополнен водкой и винами. После войны по заводу вновь пронеслась «волна шампанизации». Один метод по производству шампанского сменял другой.

1949 год – метод непрерывной шампанизации , предложенный Г.Г.Агабальянцем и А.А.Мержанианом. Принципиальное отличие предлагаемого метода заключалось в последовательном соединении акратофоров системы Фролова-Багреева и создании непрерывного поточного производства. Результаты исследования показали, что метод непрерывной шампанизации более производительный и обеспечивает получение продукции более высокого качества. Результатом перевода производства на данный метод, в 1961 году завод был награжден Дипломом I степени.

1960 год – метод выдержки купажей в потоке . Внедрение данной технологии привело к снижению трудоемкости производства и способствовало значительной экономии средств.

1980 год – метод сверхвысоких концентраций дрожжей , что позволило получить заводу в 1987 году 200 тыс.рублей прибыли. Это значительное достижение, учитывая, что тогда в стране была развернута грандиозная антиалкогольная кампания.
За время своего существования завод был награжден золотыми медалями «За высокое качество в деловой практике», «За высокое качество – Новая эра» от Американо-Российской Торгово-промышленной палаты (ARCCI), Высшая премией предприятий России «Российский национальный олимп – 2002» и рядом других достойных наград.

А в 2003 году Нижегородский завод шампанских вин был признан самым динамично развивающимся предприятием на федеральном уровне.
Завод постоянно развивается, балуя своих потребителей изысканными новинками. Оригинальные рецепты, сложнейшие технологии и отменное качество – отличительные черты продукции «Нижегородского завода шампанских вин».

Материал подготовила Анастасия Белина


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 08 (65) Игорь Бессчастнов: «Спрос на рынке определяется покупателем»
В Н.Новгороде и в области с каждым годом растет число магазинов, принадлежащих международным и федеральным сетям. Все больше магазинов формируют ассортимент и устанавливают цены, исходя из потребностей покупателей. И производителям нужно учитывать данное обстоятельство при работе с торговыми сетями.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 08 (65) Рыбный «Берег»
Интервью с директором ООО «Берег» (ранее – ИП Н.В.Копытова) Натальей Копытовой.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 07 (64) Нижегородские продукты на нижегородском рынке
В увеличении объема продаж заинтересован в первую очередь сам производитель продуктов питания. По мнению нижегородских товаропроизводителей, лучший способ продвижения и реализации продукции – сотрудничество с крупными торговыми сетями.
Рубрика Пищевая промышленность | Выпуск 05 (62) Алексей Морозов: «Получить государственную поддержку реально»
В нашей области выращивается достаточно зерна и овощных культур, чтобы обеспечить всех нижегородцев продукцией местного производства. Этого удалось достичь, в том числе, благодаря эффективным мерам государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, которые специализируются в области растениеводства.
Изготовление мебели
для дома, офиса и торговли
Под заказ, по инд. дизайну
ТМК «Язык мебели»
Тел.: (831) 2918250,
8-9107979796
Нефтепродукты
Оптовые поставки
ООО "Гарант"
Тел.: (83145) 94151,
8-9092993145
Первая фабрика Рекламы
Полиграфия, печать по текстилю
сувенирная продукция
наружная реклама

Собственное производство
Тел.: (831) 4129159, 8-9875503059
Лестницы НН
Лестницы любой сложности
Изготовление, установка
Ул.Ясная, строение 39
Тел.: 8-9087438330
Деревянный дом: разумное решение
У деревянных домов есть свои особенности, поэтому при их строительстве нужно обратить внимание на некоторые нюансы конструкции. В первую очередь это относится к постройкам из массивного дерева (срубы). Некоторые скептики утверждают, что в деревянном доме дует из углов и стыков. Практика современного строительства доказывает, что продуваться может только неправильно построенный дом.
Антон Сочешков: «Бизнес – дело хлопотное, особенно нестандартный»
Интервью с Антоном Сочешковым, директором единственного в городе вегетарианского кафе «Ганга».
Эффективные схемы регионального развития
Константин Бакшт, признанный бизнес-эксперт в области продаж, рассказывает о тактике и стратегии торговой экспансии в другие регионы. В этом номере остановимся на двух эффективных способах регионального продвижения: разъездных бригадах и собственных торговых представительствах.
Редакция сайта
Тел.: (831) 2296892
E-mail: i-media@norma-nn.ru

При использовании материалов с сайта
ссылка на сайт nkom-nn.ru обязательна
Copyright © 2009 ООО "ИД Норма"