Какой бы прибыльной ни была ваша компания, потерь ей избежать, скорее всего, не удастся: согласно статистике, на воровство со стороны сотрудников магазинов и офисов приходится 48 процентов от общего числа краж – то есть почти половина. Таким образом, приступая к организации защиты своего бизнеса, нужно начинать с собственных сотрудников.
Всесторонняя опасность
«Чем более успешно и эффективно развивается бизнес, тем острее стоит проблема безопасности. Во всех без исключения компаниях и организациях существует задача обеспечения кадровой безопасности, независимо от того, имеются ли у них для этого необходимые возможности и хотят ли они этим заниматься или нет», – говорит директор ООО «Проверка» Оксана Викторовна Волкова.
«Организация внутренней безопасности предприятия в первую очередь связана с грамотной системой управления. В компаниях, где развита корпоративная культура, где ценности принимаются всеми сотрудниками, где есть должный учет товарно-материальных ценностей, внутреннее воровство либо сведено к минимум, либо его нет вовсе», – добавляет директор компании «Центр детекции лжи – Н.Новгород» Иван Александрович Селегененко-Лисин.
По словам Оксаны Викторовны, более 67 процентов директоров компаний жалуются на мелкие кражи в офисах и помещениях компаниях, а более 32 процентов топ-менеджеров говорит о кражах и хищениях в особо крупных размерах. «Офисные кражи и хищения сильно зависят от сферы деятельности компании и от особенностей самого офиса (формат работы, открытость для людей с улицы и другие факторы). Среди них можно выделить кражи личных вещей сотрудников, товарных и материальных ценностей компании, находящихся в офисе документов, ценной коммерческой и иной информации. Все это, естественно, влияет на итоги деятельности компании, увеличивая издержки и снижая эффективность персонала», – подчеркивает эксперт.
«При организации закупок в офисе менеджеры по продажам зачастую выписывают товар для привлечения клиента, так называемые бонусы, которые оставляют себе или реализовывают. Если же говорить о магазине, то здесь можно выделить два типа краж – из торгового зала и со склада. В торговом зале хищения совершаются с полок и из кассы (возможно применение на кассе специальных электронных устройств – прерывателей). Критическим участком склада является пункт приема товара. Нередки случаи сговора с сотрудниками склада и кассирами», – в свою очередь, отмечает Иван Селегененко-Лисин.
«У руководителей и собственников бизнеса часто складывается неправильно представление при хищении со склада. Большинство из них думают, что хищения совершает охрана или грузчики. Однако статистика говорит об обратном: согласно ей, всего 3 процента всех хищений со склада совершено грузчиками, вахтерами или охраной, в то время как 97 процентов хищений совершается или менеджерами среднего звена, бухгалтерами или работниками, принимающими товар», – добавляет директор ООО «Проверка».
Меры превентивные и текущие
По словам руководителя компании «Центр детекции лжи – Н.Новгород», на борьбу с хищениями следует привлекать различные средства и методы, начиная от видеонаблюдения и инвентаризации и заканчивая проверкой на полиграфе, а также сбором и фиксацией фактов для обращения в компетентные органы и суд.
«Соотношение затраты/эффективность в каждом отдельном случае будет разным. Главное – найти истинную причину деструктивного поведения сотрудника: либо оно связанно с клептоманией, либо это результат неэффективной системы управления (например, отсутствует должный учет товарно-материальных ценностей)», – отмечает Оксана Викторовна.
Говоря о мерах противодействия воровству сотрудников, Иван Селегененко-Лисин отмечает: «Эффект дает профилактика: нужно дать возможность исполнителям находить недочеты в учете и премировать их за это. Так, некоторые руководители предусматривают штрафы в пункте приема товара, а в магазинах выделяют до 0,5 процента от оборота, и если сумма украденного товара будет меньше, то всем сотрудникам выплачивается премия. Если речь идет о тендерах на закупку, то решение должна принимать комиссия. Важна и оперативная работа службы безопасности. Наконец, при приеме новых сотрудников на работу в первую очередь следует обращать внимание на их добросовестность. Работу с персоналом должен проводить руководитель структурного подразделения, в то время как отдел по персоналу должен оказывать помощь руководителю в применении методологии HR-бренда. В конечном итоге должна быть выстроена единая система противодействия воровству сотрудников, а какие элементы в нее войдут, решать вам».
По словам Оксаны Викторовны Волковой, большую часть работы по противодействию внутренним преступлениям в компаниях выполняют службы корпоративной экономической безопасности. «Эти службы, как правило, малочисленны и состоят из бывших сотрудников правоохранительных органов. Работая в правоохранительной системе, они были вооружены (в прямом и переносном смысле слова). Переход в корпоративные службы безопасности лишил их части ресурсов, некоторые привычные методы стали недоступными, существенно изменились и цели работы. Малочисленность, снижение эффективности и сила мелочей, которых много, приводят к тому, что службы экономической безопасности не могут обнаружить и расследовать все случаи, и большинство фактов мошенничества выявляется случайно. Поэтому мы работаем с ними в тесном сотрудничестве. Независимо от результатов, расследование каждого серьезного случая имеет большое значение, поскольку демонстрирует персоналу, что компания занимается противодействием мошенничеству и бесконтрольности не будет», – подчеркивает руководитель ООО «Проверка».
Помощь полиграфа
По мнению Оксаны Викторовны, самым действенным способом прекращения любых хищений и краж является установка независимой системы безопасности и проверка ключевых сотрудников на полиграфе. «Используя полиграф, можно определить, является ли работник вором, соучастником, или его используют в корыстных целях на условиях шантажа (обычно под угрозой увольнения или снижения заработной платы). Как свидетельствует наша практика, даже упоминание о возможном тестировании приводили к повышению работоспособности персонала на 30 процентов за две недели. К примеру, одна компания, проведя проверку сотрудников офиса, занимающихся продажей оборудования для магазинов, за две недели закрыла месячный план продаж. На следующий месяц план был перевыполнен на 30 процентов», – приводит пример эксперт.
На фоне прочих методов и средств, применяемых в процессе проведения внутренних разбирательств, опрос подозреваемых лиц с использованием полиграфа является одним из наиболее эффективных. При этом руководитель ООО «Проверка» перечисляет следующие преимущества и достоинства данного метода:
- обследование на полиграфе может использоваться для расследования самого широкого круга преступлений, от мелких краж до хищений в особо крупных размерах и других тяжких преступлений;
- очень часто этот метод является единственно возможным способом проверить достоверность сообщаемой человеком информации, а также получить сведения о фактах и событиях, которые он скрывает;
- испытание на полиграфе является исключительно быстрым и, в конечном счете, наименее затратным способом выявления злоумышленников и пресечения наносимого ими ущерба;
- опросы с использованием полиграфа представляют собой самый эффективный способ сужения круга подозреваемых лиц при большом их числе – от нескольких десятков до 2-3 человек.
«Таким образом, еще до завершения расследования и выявления конкретных злоумышленников удается снять необоснованные подозрения и сомнения в честности и добропорядочности большинства сотрудников, тем самым сохраняя в коллективе нормальный психологический климат и устраняя атмосферу недоверия и подозрительности», – констатирует Оксана Волкова.
На сегодняшний день в России накоплен большой опыт проведения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа в интересах подбора и расстановки кадров, изучения благонадежности персонала. Применение полиграфа при приеме на работу позволяет выяснить, нет ли у кандидата проблем, связанных со здоровьем, употреблением наркотиков, злоупотреблением спиртными напитками, не занимался ли он вымогательством (кражей) денег (товаров) на предыдущем месте работы, есть ли у него связи в криминальной среде, не внедряется ли он в данную организацию криминальными структурами (конкурентами).
«Хочется отметить, что в ООО «Проверка» при проведении кадровых проверок кандидатов на должность, индивидуально подходят к отработке каждого заказа, в связи с чем вопросы проверки формируются с учетом возможных махинаций относительно конкретной должности с учетом трудового опыта на предыдущих местах работы», – говорит Оксана Викторовна.
Плановые, периодические проверки на полиграфе можно осуществлять в отношении всего работающего персонала или выборочно, в зависимости от занимаемой позиции сотрудника и политики компании. При этом рекомендуется проводить их на регулярной основе, но с периодичностью не чаще одного раза в год: за этот период в личной жизни людей вполне могут происходить существенные перемены, которые могут оказаться важными с точки зрения безопасности. Обследование на полиграфе обеспечит своевременное их выявление, что даст возможность вовремя предпринимать необходимые защитные и профилактические меры.
Материал подготовила Екатерина Аникина