На первый взгляд, ответ очевиден: в любом магазине Н.Новгорода, начиная от объектов нестационарной торговли и заканчивая крупными торговыми центрами. Но, к сожалению, у нижегородских предприятий, особенно тех, кто относится к малому и среднему бизнесу, возникают проблемы с реализацией продукции.
И выставка, и презентация, и продажа…
Лучший способ узнать о новинках нижегородского пищевого производства продуктов питания и приобрести продукцию от производителя по доступной цене – посетить выставку-ярмарку «Покупайте нижегородское».
20-22 февраля
и
22-23 марта
в Торгово-промышленной палате Нижегородской области прошли две универсальных выставки-ярмарки, в которых приняли участие производители продуктов питания, товаров народного потребления и изделий художественных промыслов.
Ассортимент предлагаемой продукции был рассчитан на то, чтобы любой покупатель мог выбрать товар по душе. Основной упор делается на реализацию продуктов питания, которые требуют особых условий транспортировки и хранения, таких как хлеб (около 10 процентов экспонируемой продукции), молоко (13 процентов), кондитерские изделия (14 процентов).
Около 30 процентов представленных на выставке продуктов питания можно отнести к оздоровительной продукции, в частности, чаи («Городецкий чай», «Цэрера», коллекция чайных напитков от компании «Гамми») и напитки «Витан» (18 процентов от всего ассортимента). На ярмарке 22-23 марта была презентована питьевая вода торговой марки «Родники Светлояра».
Посетители мартовской выставки получили возможность попробовать и приобрести хлеб «Тонус», изготовленный из цельного пророщенного зерна; вафли и карамель, обогащенную лактулозой (продуктом глубокой переработки молока) от «Кондитерской фабрики «1 Мая»; постные хлебобулочные изделия производства «Сормовский хлеб».
В 2012 году в выставках «Покупайте нижегородское» активно участвуют компании, которые специализируются на изготовлении льняного масла. По данным министерства сельского хозяйства Нижегородской области, этот продукт недавно начали производить в нашем регионе.
Выставка-ярмарка заслуженно пользуется популярностью у производителей и у покупателей. И, попробовав вкусную и свежую продукцию, представленную на выставке, нижегородцы начинают спрашивать ее в магазинах и торговых центрах. Но не всегда находят.
От фирменных магазинов до торговых сетей
Среди участников универсальной выставки-ярмарки «Покупайте нижегородское» мы провели небольшой опрос на тему: «Реализация продуктов питания местного производства в нижегородских магазинах и торговых сетях».
В ходе опроса выяснилось, что продукцию крупных нижегородских предприятий можно найти и в крупных супермаркетах, и в магазинах «у дома», и на рынках. Многие крупные производители продуктов питания («Шахунское молоко», «Кондитерская фабрика «1 Мая», «Спецсервис») открыли в Н.Новгороде фирменные магазины или торговые точки на территории рынков.
По мнению представителей крупных компаний, все проблемы, связанные с реализацией продукции, в том числе в магазинах, принадлежащих крупным торговым сетям, давно решены. Сотрудники предприятий проводят постоянный мониторинг цен на свою продукцию и при переговорах с представителями оптовых компаний обговаривают с партнерами рекомендуемую розничную цену.
К слову сказать, в магазинах стоимость продуктов несколько выше, чем на выставках-ярмарках «Покупайте нижегородское», потому что в первом случае продукция реализуется по розничной цене, а во втором – по оптовой. Участники опроса согласились с тем, что наиболее эффективный способ снижения себестоимости продукции – применение новых технологий производства и упаковки, а при транспортировке и реализации – минимизации количества посредников (например, путем приобретения собственного автотранспорта).
А что дальше?
Участники опроса, которые относятся к числу малых и средних предприятий или индивидуальных предпринимателей, подразделяются на тех, кто использует выставки-ярмарки «Покупайте нижегородское» как один из каналов реализации продукции, и тех, кто предлагает свою продукцию жителям Н.Новгорода исключительно на выставке.
По словам представителей компаний, которые относятся к первой группе, их продукцию можно найти в торговых сетях. Но, во-первых, далеко не все торговые сети согласны работать с небольшими нижегородскими предприятиями, а, во-вторых, там представлен не весь ассортимент выпускаемой продукции.
Как ни странно это звучит, особенно сложно бывает договориться с торговыми сетями нижегородским предприятиям, которые специализируются на изготовлении уникальных продуктов. И вопрос здесь не ограничивается самим заключением договора о поставках.
Например, представитель компании «Витан-Лайф» напомнил, что лимонады «Витан» по своему составу и целевой аудитории существенно отличаются от других подобных напитков. Далеко не все сотрудники крупных торговых сетей понимают эту разницу. В итоге «Витан» оказывается на одной полке с лимонадами, а их стоимость может отличаться довольно существенно. Покупатель, который не знает о свойствах «Витана», зачастую делает выбор в пользу более дешевой продукции.
Оздоровительную продукцию проще всего предлагать непосредственно целевой аудитории, уверены специалисты нижегородских компаний. Иными словами, непосредственно работать с лечебными учреждениями, спортивными организациями, школами. Возникает вопрос: что же делать покупателю, который не относится к вышеперечисленным категориям, но заботится о своем здоровье?
Компании, которые не так давно работают на рынке, в настоящий момент ведут переговоры с крупными торговыми сетями или планируют таким образом начать увеличивать свое присутствие на нижегородском рынке в ближайшем будущем. По понятным причинам, представители данных компаний не очень хотят афишировать проблемы, которые могут возникнуть в ходе подобных переговоров.
Кстати, по мнению наших респондентов, договориться с нижегородскими торговыми сетями значительно проще, чем с представительствами федеральных торговых сетей. Например, уже упоминаемые нами сиропы и лимонады «Витан» продаются в сети магазинов «Отдохни», а оздоровительный хлеб «Тонус» – в сети магазинов «Саюс».
Нижегородские компании, в большинстве своем, настроены оптимистично и уверены, что их трудности носят временный характер и рано или поздно будут преодолены. Давайте пожелаем им в этом удачи!
Материал подготовила Алена Красильникова