Все чаще мы слышим, что будущее за энергосберегащими технологиями. А между тем законодательная база для использования «модных» инноваций полна прорех. Так и не проработанной остается программа мероприятий, направленных на снижение платежей за энергетические ресурсы. Многие чиновники до сих пор не знают, что для проведения работ по энергоаудиту необходим допуск саморегулируемой организации. Подробнее об этом нам рассказал вице-президент «Приволжской гильдии энергоаудиторов», генеральный директор ГК «Кварц», Дмитрий Кузин.
Развитие энергосберегающих технологий
- Какова сейчас энергоэффективность (ЭЭ): отношение затраченных энергетических ресурсов к произведенному полезному продукту?
- Сегодня у нас нет достаточно широкого подхода к пониманию того, какое же количество различных энергоресурсов мы тратим на производство единицы валового национального продукта. Здесь начинают работать рыночные механизмы. Частные компании это понимают. В муниципальных и государственных учреждениях пока еще другой подход. Такие учреждения, скорее всего, заинтересованы не столько в экономии своего продукта (теплокалорий, киловатт), сколько в увеличении эффективности своей работы или, другими словами, увеличении своего вклада в валовый национальный продукт. Поэтому такие программы, по сути, являются программами развития, а не энергоэффективности.
- Основные задачи энергоаудита?
- Сейчас одной из основных задач энергоаудиторов является составление энергетического паспорта, в котором должны быть указаны нормативы, требования, уровень затрат электроэнергии на единицу жилой площади или квадратного метра. Кроме того, необходим комплекс мероприятий, который бы рассказал обществу о необходимости энергоаудита.
Еще одной приоритетной задачей является развитие программ, направленных на сокращение затрат электроэнергии. По нашим подсчетам, многие предприятия могут снизить свои затраты на электроэнергию в два раза, если будут применены грамотные управленческие решения, энергосберегающие технологии, технологии теплоизоляции. Поэтому энергоуадит сегодня – это в первую очередь вопрос модернизации.
- Расскажите про классы ЭЭ.
- Существует два руководящих документа по определению класса энергоэффективности зданий. Первый – это Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные приказом Минрегионразвития. Второй – п. 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», который обязателен для исполнения согласно Распоряжению Правительства РФ от №1047-р 21 июня 2010, вышедшему в развитие недавно принятого закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Принцип определения класса энергетической эффективности в обоих документах один и тот же – по величине расчетного или фактического значения, отклонения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного. Однако, требования к классам, заложенные в приказе Минрегионразвития (пока не вступил в силу), более жесткие. Так, согласно и тому и другому документу, для существующего здания класса энергоэффективности D желательна реконструкция, для здания класса Е необходимо утепление. Но СНиП 23-02-2003 допускает для здания класса D максимальное отклонение удельного расхода тепловой энергии на отопление в худшую сторону до 75 процентов от нормативного, а приказ Минрегионразвития – только до 50 процента.
Различия в документах могут порождать спорные ситуации и толкование существующего положения вещей в свою пользу. Например, если упомянутое отклонение составило 60 процентов в худшую сторону, то проверяющий здание инспектор, который руководствуется приказом Минрегионразвития, потребует немедленно утеплить здание. А представитель компании, эксплуатирующей здание, будет доказывать, что такой необходимости нет, и при этом ссылаться на СНиП 23-02-2003. Оба будут правы. Кроме того, возникает путаница в понятиях. У классов, помимо обозначения латинской буквой, есть словесное наименование. В СНиПе словом «низкий» назван класс D, в приказе Минрегионразвития – класс Е.
- Чем лучше более высокий класс ЭЭ для застройщика или предприятия с точки зрения инвестиционной привлекательности и других бизнес-критериев?
- Сейчас в сфере энергосбережения и энергоэффективности действует 250 стандартов, многих из которых ранее просто не было. Любое энергетическое обследование – будь то жилой дом, школа или магазин, – должно заканчиваться разработкой мер по улучшению энергосберегающих технологий в этом здании. До 31 декабря 2012 года организации, утвержденные законом об энергосбережении, должны пройти обследование на предмет энергосберегающих технологий, их возможности внедрения в объект. У каждого объекта должен быть определен класс энергетической эффективности.
В 2011 году возможен ввод в эксплуатацию объектов с классом энергоэффективности С, с 2014 с классом – В, с 2016 – В+. Инвестиционно привлекательными будут те объекты, где класс энергоэффективности будет высокий. Конечно, это не будут многоэтажные дома, которые находятся в эксплуатации сейчас. У этих строений Минрегионразвития оценивает низкий класс энергоэффективности.
- Анализ ситуации проведения энергообследования показал, что в стране недостаточно инструментов и средств для его проведения. Как с этим решается вопрос?
- Я бы отметил, что для проведения энергообследования недостаточно еще и организаций. Думаю, что в этом отношении нужно использовать рыночные подходы. Предприятия должны оснащаться новым оборудованием для энергообследования, необходимо растить квалифицированные кадры. Только тогда отрасль станет развиваться, будет интересна государству.
«Золотые» энергоэффективные технологии
- Цитирую Вас: «Мне как застройщику близка тема эффективности использования энергии в доме. Сегодня платежи за горячую воду и тепловую энергию – это 80 процентов коммунальных платежей. И поэтому, помимо измерений, встает вопрос, какую энергию использовать – от «Теплоэнерго» или устанавливать индивидуальные источники тепла, поквартирного тепла (но для этого застройщик еще должен заполучить отказ от «Теплоэнерго» и другие разрешающие документы)». Реально ли бизнесмену получить отказ от «Теплоэнерго»? Как решаете этот вопрос?
- Да. Отказ от «Теплоэнерго» может получить, как я говорил, даже обычный житель «девятиэтажки», который захочет сэкономить на оплате за тепловую энергию и имеет для этого технические возможности. Если вентиляционное оборудование позволяет сделать индивидуально отопление, то от «Теплоэнерго» можно легко отказаться.
А экономика тут понятна. Нужно приобрести котел с хорошими степенями защиты, установить полиэтиленовые трубы. Думаю, что такое отопление будет весьма окупаемым. Так, можно установить котел за 25-30 тыс.рублей (отечественный можно поставить за 15 тыс.рублей, – прим. автора), а также сделать индивидуальный проект и монтаж оборудования – примерно за такие же суммы. Экономия будет значительной, срок окупаемости весьма коротким.
- Можно ли бизнесменам как-то бороться с повышением тарифов? Или выход один – экономить, повышать цены?
- Не только можно, но и нужно. На мой взгляд, бороться с повышением тарифов нужно всем миром. Необходимо подключать общественность, СМИ. С неправомерно завышенными тарифами должны бороться суды. Но с другой стороны, более объективно к этому относятся организации, которые непосредственно занимаются тарифами. Отмечу, что у нас постоянно идут перегибы тарифов то по теплу, то по газу. Кстати, до сих пор тарифы на энергоресурсы очень сильно превышают официальный инфляционный показатель. Причем повышения эти практически ежегодны.
- Дороговизна новых ЭЭ технологий. Что делается для решения этого вопроса?
- Если стоимость энергоэффективных технологий будет несоизмерима с тратами на электроэнергию, об окупаемости энергоэффективных технологий не может быть и речи. Любой руководитель предприятия, задумываясь об энергосбережении, просчитывает каждый рубль. Закон 261-ФЗ «Об энергосбережении» может быть использован так, чтобы покупая продукт – электроэнергию, за счет энергосбережения мы тратили меньше. Сегодня нет конкретных ценовых подходов к энергосбережению. Каждое предприятие будет самостоятельно оценивать, насколько емки для него энергосберегающие технологии. Чтобы узнать, насколько дорогие новые энергосберегающие технологии, нужно их измерить, регулируя затраты с помощью стандартного паспорта по энергоаудиту.
Беседовал Сергей Сипатов