Нижегородский коммерсант
ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Регистрация
ПОИСК ПО САЙТУ

Рубрика Образование | Выпуск 01 (30) Николай Бабанов: «Система профтехобразования в регионе отлажена»

В этом году в нашей стране системе профессионального технического образования исполняется 70 лет. За эти годы работодатели стали активно участвовать в образовательном процессе путем вложения инвестиций в переоснащение учебных учреждений, подбора выпускников. И результат не заставил себя долго ждать – 95-97 процентов выпускников профтехучилищ сразу же находят себе рабочее место со ставкой в 17-20 тыс.рублей, которая через три года может удвоиться и даже утроиться. О том, каким образом налажена система профтехобразования в нашем регионе, нам рассказал заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов.

«Стоит говорить не о проблемах, а о достижениях»
- Николай Юрьевич, в чем заключаются основные проблемы современного профтехобразования?
- Хотелось бы поговорить не о проблемах довузовского профессионального образования, а о его достижениях. В декабре мы подвели итог ежегодного областного конкурса «Лучшее учебное заведение года». В нем участвуют учреждения начального и среднего профессионального образования, готовящие кадры рабочих профессий. Победители этого конкурса – Нижегородский индустриальный техникум, Профессиональный лицей №21 и Арзамасский коммерческо-технический техникум. Должен отметить, что им пришлось выдержать суровую битву, поскольку в конкурсе принимало участие более 30 образовательных учреждений. И накал борьбы в этом году был настолько сильным, что перед завершающим финалом пятерку финалистов разделяли буквально единицы баллов, а в финале разыгрывалось еще 200 таких единиц. К тому же был проведен ежегодный традиционный конкурс на лучшего мастера производственного обучения Нижегородской области. Им стал Александр Потехин – это лучший мастер Саровского политехнического техникума. И это справедливо. Но с момента победы в областном конкурсе он носит еще гордое звание «Лучший мастер производственного обучения Нижегородской области».

- Каким образом налажено на сегодня сотрудничество власти, работодателей и учебных учреждений региона с целью разработки эффективного образовательного процесса?
- В Нижегородской области существует система работы, которая включает в себя не только деятельность образовательных учреждений, но и охватывает органы власти, работодателей, родителей и само учебное заведение. Вопросом образовательного процесса занимается даже Совет под председательством губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, в котором регулярно рассматриваются ключевые вопросы, задачи, стоящие перед системой образования и всей областью. В советское время система профобразования была готова принимать только треть рабочих. Работала также и внутрифирменная подготовка кадров, которая сейчас в том виде уже не существует. Служба занятости населения также готовила рабочие кадры. В советское время существовал еще целый ряд других элементов системы профобразования, например, курсовые комбинаты. Поэтому это комплексные вопросы, которые всегда рассматриваются со всех сторон и с самым ответственным вниманием.

Что касается работодателей, то примерно за 15 лет нам все же удалось в некоторой степени изменить их сознание. Это очень серьезная, большая и напряженная работа. Вместе с Ассоциацией промышленников и предпринимателей, с коллегами по целому ряду направлений профессиональных общественных союзов нам удалось наладить рабочие взаимоотношения, которые приводят к тому, что многие образовательные учреждения Нижегородской области сильно изменились в лучшую сторону: это и уровень подготовки кадров, и поставка дорогостоящего оборудования. Очень серьезным толчком для этого послужил национальный проект образования на конкурсной основе – «Лучшее образовательное учреждение». По области отобрано пять подобных учреждений. Они получили очень серьезные ресурсы для переоснащения. В настоящее время есть совершенно уникальные тренажерные, стимуляционные комплексы, на которых ведется подготовка молодых ребят по будущей профессии.

Важно то, что новые образовательные программы разрабатываются при участии конкретных работодателей. Иными словами, заканчивающий учебное учреждение человек, если он нормально учился и хочет остаться в своей профессии, должен четко понимать, что за ним закреплено конкретное рабочее место. И на предприятии будут знать, что на это рабочее место придет именно этот человек. Для работодателя выгодно, когда новый работник сразу включается в производственный процесс и приносит прибыль с первых дней работы. И учебному заведению выгодно, потому что мы четко понимаем, что выпускник поступает на нормальное рабочее место – у него будет достойная заработная плата и возможности для дальнейшего профессионального роста. Уже в этом году вопросы профориентационной работы, формирования учебного курса первокурсников решались существенно лучше в современных учебных заведениях, нежели в прошлом году. Это серьезное достижение в системе образования.

«Работодатели участвуют в образовательном процессе»
- В условиях модернизации образования выделились два сектора – учреждений начального и среднего профобразования. Выпускники каких учреждений наиболее востребованы?
- Оба типа образовательных учреждений готовят сейчас квалифицированных рабочих. На мощных современных комплексах установлены станки с числовыми программами управления. Работа на таком оборудовании требует хорошего уровня соответствующего профильного профтехобразования. Зачастую процессы, за которыми смотрит оператор крупного нефтеперерабатывающего комплекса, требуют профильного высшего образования. Людей производства в России не так много, но единственным условием успешности нашей экономики в реалиях сегодняшнего дня становится повышение производительности труда. Это возможно за счет технического перевооружения и изменения подготовки тех людей, которые будут работать на современном оборудовании высоких технологий. А подготовить такие кадры, которые требуются сейчас работодателям, – это наша общая задача: работодателей, учебных учреждений, госвласти.

- Если сделать прогноз на 5-10 лет вперед, как будет в Нижегородской области развиваться система профобразования?
- Во-первых, прогнозировать в условиях нестабильности всегда очень непросто. Во-вторых, если вы спросите руководителей любых организаций, прогнозируют ли они свои потребности на 5, 10, 15 лет вперед, они не ответят вам положительно. Стратегический прогноз, безусловно, есть. Он так и называется – «Стратегия развития Нижегородской области». Там определены направления и индикаторы, которых надо добиться. Замечу, что, несмотря на все мировые кризисы, изменять прогноз до 2015 года мы не будем. Есть инвестиционные прогнозы, когда мы точно знаем и понимаем, кто из серьезных больших игроков мирового, российского уровня придет в Нижегородскую область и будет вкладывать свои средства в ее развитие.

Вопрос о среднесрочном прогнозировании пока далек от своего оптимума. Достаточно много тех предприятий и отраслей, которые занимаются этим вопросом и четко представляют, что их ждет в ближайшие годы. Потому что важно понимать следующее: если работодатель еще не провел техническую модернизацию предприятия, то, проведя ее и привлекая новое более высокопроизводительное оборудование, практически всегда он столкнется с тем, что у него будут лишние рабочие руки. И задача заключается в том, чтобы понять, как наладить баланс кадров.

«Следует ломать стереотип о профтехобразовании»
- Насколько востребованы на сегодня выпускники профтехучилищ?

- Сейчас выпуск из всех образовательных учреждений уходит практически влет. Если не учитывать выпускников, идущих на службу в российскую армию или продолжающих свое образование в учреждениях высшего образования, выпускниц, которые стали матерями и ухаживают за детьми, то процент не устроившихся на работу составляют порядка 1,2-2 процента. И это закономерный и спланированный нами процесс. Уже на стадии формирования контингента, когда мы определяем контрольные цифры бюджетного приема в учреждения начального и среднего профобразования, мы требуем от директоров предоставления договоров с конкретным работодателем на конкретные рабочие места. Без этого мы просто не включаем данное учреждение в систему бюджетного финансирования. Наличие такого договора дисциплинирует и работодателей, и образовательное учреждение. К сожалению, по учреждениям федерального подчинения цифры несколько выше. Если брать в целом по всем учреждениям, то свободное трудоустройство у нас получает порядка 10 процентов выпускников. Это ниже, чем такая же цифра в среднем по РФ. И существенно ниже, чем у наших соседей.

- Существует ли некий перекос в системе образования, который делает трудоустройство выпускников менее эффективным?
- Люди хотят получить образование не для знаний и не ради знаний, а для диплома. Подобного рода ориентиры как раз приводят к тому, что потом довольно сложно найти работу, если у вас определенный уровень притязаний по зарплате, должности. Конечно, сейчас выпускники становятся более ориентированными, но факт остается фактом. И хочется обозначить еще одну проблему. Хочется сломать тот стереотип, который сложился около двадцати лет назад. Стереотип как раз касается системы начального и среднего профобразования, в частности в Нижегородской области.

Я могу точно сказать сегодня, что современные учебные заведения, особенно победители национального проекта, это действительно те места, где по-настоящему готовят и специалистов, и рабочих. Востребованность выпускников трех учебных заведений – победителей областного конкурса – составляет 95-97 процентов. За каждым из них закреплены предприятия-партнеры, которые остро нуждаются в грамотно подготовленных сотрудниках. И прежде чем заключать договора о трудоустройстве, руководством училища обговаривается размер инвестиций со стороны работодателя. Если руководство предприятия понимает, что надо вкладываться в учебные заведения, оно инвестирует средства на совершенствование технической базы. И затем данный работодатель получает отлично подготовленного, высококвалифицированного рабочего, начинающего сразу же приносить предприятию доход.

- Зачастую молодежь хочет сразу же после стен училища получать высокую зарплату. Какой средний заработок выпускника профтехучилища?
- Выпускники на входе имеют зарплату в 17 тысяч, а через 2-3 года они получают 25-40 тыс.рублей. Если же человек зарекомендовал себя на производстве, то его зарплата за 4-5 лет может вырасти до 50-60 тыс.рублей. И это отлично, потому что работодатели понимают, что без рабочих, специалистов хорошей подготовки им не обойтись.

Беседовала Марина Сипатова


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Образование | Выпуск 15 (27) 80 лет главному строительному вузу Нижегородской области
Поздравляем Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет с 80-летним юбилеем!
Рубрика Образование | Выпуск 14 (26) Кадровая политика в сфере градостроительства
Как изменилась система повышения квалификации и переподготовки кадров в условиях саморегулирования?
Рубрика Образование | Выпуск 3 (15) Современный подход к бизнес-образованию
Сегодня у топ-менеджеров, предпринимателей и бизнесменов возрастает потребность в знаниях практического характера. Образовательные центры и вузы готовы предложить большое количество разнообразных обучающих программ, обещая дать необходимую для ведения бизнеса информацию за минимальные сроки или гарантируя получение фундаментальных знаний за более продолжительный период. На каком бизнес-образовании остановить свой выбор?
Рубрика Образование | Выпуск 2 (14) Курсы от центра «Приоритет»
Центр «Приоритет» проводит в 2010 году курсы в Нижнем Новгороде.
Системы охлаждения
Виды систем охлаждения. Хладагенты будущего.
Металлоизделия «под ключ» по приемлемой цене
Надежная работа автомобиля зависит от всех его элементов. Из-за одной некачественной детали может произойти поломка механизма. Как обеспечить долгую и правильную работу агрегатов транспортного средства, мы попросили рассказать Александра Юрьевича Танаева, коммерческого директора ООО «МетКон».
Как превратить время в деньги
По данным исследований, ежедневно на личные вопросы работники тратят как минимум 10% рабочего времени. Но, как уверяют некоторые предприниматели, если немного ослабить контроль над персоналом, эта цифра может возрасти в 2, а то и в 3-4 раза. Сегодня мы опросили собственников бизнеса, как они контролируют рабочее время своих сотрудников.
Отдел рекламы
Тел.: (831) 2296380, 2296726
E-mail: nk@norma-nn.ru

Редакция сайта
Тел.: (831) 2296892
E-mail: i-media@norma-nn.ru

Книжный магазин
Азбука застройщика
Журнал «Застройщик», «Стройинформ»
Copyright © 2009 ООО "ИД Норма"