Нижегородка Анна Мигунова создала первую в России сеть женских клубов формата «фитнес у дома». Ее уникальность заключается в специально разработанных 30-минутных круговых тренировках, на которые можно прийти в любое время, без предварительной записи. Российские бизнесмены пытались внедрить в России этот популярный в Америке формат, но пока безуспешно. А вот Анна, переработав данный формат под российский менталитет, уже открыла в Нижнем Новгороде 5 клубов сети. А уже в 2011 году она собирается развивать данный эксклюзивный проект по франшизе.
Кризис дал бизнесу раскрутиться
Свой первый бизнес Анна Мигунова начала в 18 лет, в 1996 году. Начальную сумму для открытия отдела модной молодежной одежды Анне дал отец. Несмотря на такой юный возраст, Анна самолично ездила в Москву и подбирала понравившиеся коллекции. На тот момент Анна была молодой, модной девушкой, и этот бизнес был ей очень интересен. Первая точка продаж окупилась буквально за полгода, а через несколько лет в Дзержинске и Нижнем Новгороде работало уже 7 отделов не только модной одежды, но еще и косметики и парфюмерии. «Кстати, в кризис 1998 года все было замечательно – наш бизнес пережил взлет. Как только начался кризис, наша сеть с двух точек разрослась до семи, – говорит Анна Мигунова. – В то время произошел серьезный скачок доллара, и некоторые медленные и нерасторопные магазины не успевали среагировать на эти новшества. Мы рано утром садились в машину, объезжали крупные розничные магазины и скупали все понравившиеся товары. Продавать их можно было, сделав наценку в 150, а то и 200 процентов». В 2003 году наша героиня успешно продала этот бизнес, раздробив его, и вложила вырученные средства в открытие небольшого кадрового агентства и учебного центра.
Начиналось все с небольшого офиса площадью около 15 кв.м, двух компьютеров и двух сотрудников. Буквально через три года площадь нескольких офисов разрослась до 120 кв.м, появилось модельное и арт-агентство. Затем Анна Мигунова запустила свой проект в сфере массмедиа: реалити-шоу «Как стать моделью» совместно с Дзержинским телевидением, а также журнал «Золотая шпилька» и газету «БЭКС-БизнесЭксперт». При этом, раскрутив СМИ, Анна смело продвигала через них другие направления своего бизнеса – кадровый и учебный центр, модельное и арт-агентство. Продажа успешного, не на шутку развернувшегося бизнеса была связана с переездом Анны Мигуновой в Нижний Новгород.
В Нижнем Новгороде началась новая жизнь нашей героини. Идея нового дела появилась значительно раньше. Анна не занималась фитнесом до того момента, когда не почувствовала в этом острую необходимость. «Когда родился второй ребенок, я решила вернуть себе былую форму. Так как фитнес-клуб располагался за городом, дорога туда-обратно и занятия занимали 3-4 часа, – рассказывает Анна. – Мне все нравилось, за исключением одного – домой я возвращалась очень поздно. Тогда передо мной остро встал вопрос времени». Так Анна решила искать возможность заниматься спортом, но серьезно экономя при этом время. О круговых тренировках она узнала сначала от своего тренера. А потом собирала информацию из открытых источников. «Я стала анализировать работу успешных клубов в Америке и Европе, затем действия клубов в России, которые пробовали ввести подобный формат, – говорит директор сети фитнес-центров «Талия фитнес». – Со временем я разобралась, почему в России «не приживается» эта система. Я посмотрела все западные клубы 30-минутных круговых тренировок, проанализировала их плюсы и минусы, а затем адаптировала идею под российский менталитет».
Бизнесу мешает менталитет
В качестве вложений в новый бизнес послужили вырученные от продажи последнего бизнеса деньги. «Инвестиции в открытие точки составляют в среднем от 600-900 тыс.рублей. Сумма зависит от многих факторов: от размера помещения, объемов капитального или косметического ремонта, – говорит наша собеседница. – Первоначально планировалось окупать каждый клуб за год. Но кризис внес свои коррективы, и сейчас срок окупаемости вырос до трех лет».
Несмотря на кризис, проблема с арендуемыми помещениями в 2009 году была острой. Сложность состоит и в особой планировке клубов. В идеале для открытия подобного фитнес-зала требуется 100–130 кв.м свободной планировки. Либо это должны быть «трамвайным способом», по очереди расположенные комнаты: рецепшен, раздевалка и зал. И соответственно, площади помещений должны располагаться именно таким образом. Комната для круговых тренировок должна быть не менее 50-60 кв.м. Чаще всего арендуется первый или полуцокольной этаж в жилом помещении.
Когда застройщик строит дом, то, прежде всего, рассчитывает разместить на первом этаже магазин, поэтому арендные ставки предлагаются исходя из этого вида бизнеса, и с этим тоже возникают проблемы. Есть трудности и в подборе нужного метража – от 100 до 130 кв.м. Самые распространенные для рынка помещения – до 40-50 кв.м или от 200 кв.м. Найти «золотую середину» очень сложно.
«С точки зрения бизнеса имело смысл создавать только сеть. Небольшие арендуемые площади компенсирует то, что женщины приходят на тренировки не в одно время. В феврале 2008 года мы открыли три клуба: в Сормове, на Автозаводе и в Московском районе. В сентябре 2008 – в Советском районе. В октябре 2009 – в Верхних Печерах», – рассказывает Анна Мигунова. Идеальная арендная ставка для фитнес-залов в Нижнем Новгороде составляет 300 рублей за 1 кв.м, но найти такие помещения в микрорайонах, а тем более в центре города, по словам нашей собеседницы, просто нереально. Именно поэтому в центре Нижегородского района точка сети пока еще не работает. Но это входит в планы Анны Мигуновой на 2010 год.
Круговые занятия фитнесом – экономия средств и времени
Так в чем же «фишка» нового для России формата фитнес-клубов? Стандартные фитнес-клубы, которые есть во всех российских городах, подразумевают наличие тренажерного и аэробного залов, комплекса дополнительных услуг, зону отдыха, фитнес-бар. Как правило, очень неудобно приходить на групповые тренировки к фиксированному времени, далеко не всем женщинам нравится то, что в фитнес-клубах вместе с женщинами занимаются мужчины, да и не все мужья готовы отпускать жен в такие клубы. Поэтому возникла идея создать именно женский клуб для занятий фитнесом: экономичный по деньгам и по времени, но при этом эффективный, доступный в любое время для женщин разной физической подготовки и возраста, расположенный рядом с домом и удобный для посещений благодаря распространению действия одной клубной карты на все точки сети.
Серьезной проблемой было найти фитнес-инструкторов под новый формат клубов, так как подобных специалистов в России практически нет. Пришлось создать свой учебный центр. Фитнес-менеджеры и инструкторы постоянно повышают свою квалификацию в учебном центре сети «Талия фитнес» и ездят на обучающие семинары лучших мировых фитнес-академий.
Бизнес по франшизе
Планы на ближайший год у нижегородки самые грандиозные: открыть не менее двух точек – в Приокском районе и в центре города. В будущем Анна Мигунова планирует развивать свой бизнес по франшизе: «Сначала я три года буду следить за тем, как развивается мой бизнес. Мне важно объяснить будущему партнеру все моменты: сложности, преимущества этого формата, какие помещения подходят для ведения дела, а какие нет, – говорит Анна. – Сейчас бизнесмены так часто продают франшизы-пустышки, буквально воздух, но мне так делать не хочется. То, что мы выжили в кризисные времена и держимся на плаву, уже говорит о многом».
Схема такого бизнеса изначально экономная, поэтому в кризис пришлось искать пути снижения затрат. Первым шагом было использование энергосберегающих лампочек. Это дало возможность сэкономить до 50% электроэнергии. При этом используется система «умный свет» – когда лампочка загорается только в присутствии человека. Некоторые арендодатели пошли навстречу в начале кризиса – немного снизили арендные ставки. На летний период сократилось количество часов работы. «Пригодилось в кризис и мое первое бухгалтерское образование, теперь сама веду всю бухгалтерию. Но главное – сохранили персонал», – говорит Анна.
Анна Мигунова уверена, что если бы кризис не наступил, город-миллионник вроде Нижнего Новгорода принял бы без проблем до 12 клубов подобного «формата у дома». Но на сегодняшний момент вполне хватает 6-7 точек. В любом случае, планы развития сети у хозяйки есть, и, на ее взгляд, они самые реальные.
Принципы ведения бизнеса Анны Мигуновой
- идеи бизнеса возникают из мечты или любопытства, если я могу это вообразить – я смогу это создать;
- занимаюсь только тем видом бизнеса, которым увлечена сама, который мне интересен;
- всегда полностью погружаюсь в него и работаю в нем с полной отдачей;
- надо делать ставку не на свои интересы и желания, а постоянно прислушиваться к пожеланию своих клиентов; это возможно только в том случае, когда сам занимаешься бизнесом и постоянно общаешься со своей целевой аудиторией;
- могу заниматься только созидательными видами бизнеса «с нуля»; самое интересное время – начало развития бизнеса, преодоление трудностей становления.
Беседовала Марина Сипатова