По словам В.В.Путина, будущее нашей страны – в интеллектуальном потенциале. Возникает только один вопрос: как поддержать новаторов, изобретателей и создателей интересных проектов? Сколько идей, не востребованных в нашей стране, успешно реализованы за рубежом! Многие талантливые люди готовы самостоятельно работать над своими проектами. Но очень немногим удается организовать успешный бизнес и заработать деньги благодаря реализации новых идей.
Одно из решений, которое было предложено с целью поддержки малого бизнеса, – создание бизнес–инкубаторов. Явление не новое, но, как показывает зарубежный опыт, действенное. «Нахождение компании в бизнес–инкубаторе, несомненно, повышает ее шансы выжить. И если самостоятельно смогут выжить и развиться лишь 20% компаний, то в специально созданных условиях этот процент возрастает, – уверен Максим Валерьевич Черкасов, директор ГУ «Нижегородский инновационный бизнес–инкубатор». – Не всегда люди, занятые инновациями и наукоемкими технологиями, способны самостоятельно организовать бизнес в силу отсутствия опыта, навыков менеджмента и других факторов».
Примечательно, что…
На сегодняшний день существуют разные версии по вопросу, откуда пошли истоки бизнес-инкубирования. Многие считают родиной данного явления США, где похожие идеи были реализованы в широко известной Силиконовой долине – родине таких известных компаний, как Hewlett-Packard, Microsoft, Intel, IBM.
Другие уверены, что истоки бизнес-инкубирования лежат в «творческих коммунах», сложившихся в Великобритании. В «коммуны» объединялись архитекторы и дизайнеры, они оборудовали мастерские, выставочные пространства и размещали там мелкое ремесленное производство. Характерно, что «коммуны» имели единое управление и услуги коллективного пользования.
Более современный прототип бизнес-инкубатора появился в 1979 году недалеко от Глазго, который был открыт дочерней фирмой сталелитейной корпорации British Steel. Открытие инкубатора произошло в период экономического кризиса и краха крупных производств. Его главной целью было создание новых рабочих мест. Для этого компания строила новые офисные и производственные здания и предоставляла кредиты на открытие собственного дела. Уже позже идея создания подобных инкубаторов распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью, особенно после 1983 года, она стала пользоваться в США. Сегодня в Соединенных Штатах можно найти инкубаторы практически по всем специализациям – от сельскохозяйственных до инкубаторов фирм высоких технологий, так называемых технопарков.
В чем суть?
Характерно, что большинство инкубаторов, существовавших на Западе первоначально, складывалось по смешанному типу, а уже со временем переходило на узкую специализацию. Объединяющей чертой является наличие на территории бизнес-инкубатора структур, обеспечивающих полное юридическое, бухгалтерское, техническое и другое сопровождение. Причем система оплаты членства в бизнес-инкубаторе может варьироваться от полного отсутствия платы в течение первых нескольких лет до минимальных ее размеров. Однако данное условие действует в течение 3-5 лет, пока предприятие «молодо и неопытно». По истечении этого срока оно должно покинуть инкубатор и самостоятельно себя содержать или же закрыть проект из-за его нерентабельности.
Инициатива создания подобных инкубаторов в России принадлежит Министерству экономического развития. На условиях софинансирования совместно с регионами создаются бизнес-инкубаторы и обеспечивается их дальнейшее развитие.
«Главный принцип бизнес-инкубаторов – рассказывает Максим Валерьевич, – поддержка малого бизнеса, предоставление комфортных, льготных условий для его развития. Все бизнес-инкубаторы строятся по одному принципу. И наш бизнес-инкубатор ничем не отличается от бизнес-инкубаторов, существующих за рубежом. Если только масштабом. В идеале – это бизнес-центр с офисными помещениями, которые предоставляются на льготных условиях арендной ставки. По условиям конкурса компания может поселиться в бизнес-инкубаторе не более чем на 3 года. Аренда первого года не превышает 40% от рыночной стоимости, второй год – не более 60%, третий год – не более 100%. Таким образом, приблизительная стоимость аренды для первого года пребывания составляет порядка 103 рублей за кв.м. С учетом того, что офисы у нас однотипные (17-18 кв.м), то это порядка 1800 рублей в месяц за офис. Плюс, естественно, техническое обслуживание, электричество, отопление и тому подобные вещи. В итоге, получается около 3000 рублей в месяц. По сравнению с рыночной стоимостью выходит, конечно, дешевле.
На самом деле, это не главное. Главное – именно комплексность, то, что здесь компания, не выходя за пределы одного здания, может получить сразу все необходимые услуги. Конечно, денег, как государственное учреждение, мы им не даем, мы не инвесторы. Но мы обладаем базой инвесторов, которые заинтересованы во вложении средств в подобные проекты. Соответственно, мы предоставляем информацию, кроме этого, мы не только информируем, но также обучаем, как нужно себя позиционировать, как нужно правильно сделать презентацию, чтобы минимизировать шансы неудач при разговоре с инвестором. Также мы предоставляем консалтинг по маркетингу, рекламе, продвижению и управлению проектом, есть программа обучения сотрудников компаний-резидентов по необходимым направлениям. Откуда берутся эти направления? Сначала анализируется деятельность компании и выявляются проблемы, которые могут возникнуть. На основе этих данных составляется программа обучения, идет содействие в продвижении продукта, презентация с привлечением средств массовой информации, организация участия в выставках, ярмарках на льготных условиях, либо бесплатно».
Нижегородские «ясли для бизнеса»
«Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» был официально открыт 31 мая 2007 года. Сейчас он заполнен на 100%, т.е. в нем находится 12 инновационных компаний. С окончанием строительства второго этажа компаний-резидентов будет намного больше.
Первый этаж – 1430 кв.м, это 16 офисных помещений, конференц-зал на 100 человек, переговорные комнаты, столовая, административная часть. На втором этаже планируется разместить офисы и учебный класс, библиотеку.
Структурно бизнес-инкубатор представлен двумя наиболее функциональными отделами: отдел развития и отдел инноваций. Отдел развития взаимодействует со всеми инкубаторами, которые созданы по той же программе в России с целью обмена опытом, а также заведует инфраструктурой поддержки малого бизнеса в области, в которую входят «Дома малого бизнеса», центры и фонды поддержки предпринимательства. Они оказывают консалтинговые услуги предпринимателям. Сейчас в Нижегородской области насчитывается порядка 20 «домов малого бизнеса». Бизнес-инкубатор входит в состав учредителей каждого из них и курирует их деятельность.
Отдел инноваций занимается непосредственно поддержкой тех проектов, которые находятся в инкубаторе, отвечает за предоставление всего комплекса услуг и содействует продвижению проектов.
«Все инкубаторы примерно создаются в одно время, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже, – рассказывает Максим Валерьевич, – И в этой связи очень помогает обмен опытом, так как кто-то уже определенный этап развития прошел и знает «всю подноготную» этого процесса, а другие только к нему подходят. И чтобы не тратить время на исправление характерных ошибок, опыт коллег будет кстати.
Финансированием деятельности бизнес–инкубатора занимаются Минэкономразвития совместно с региональным правительством. Основные аспекты финансирования – строительство зданий, развитие инкубатора, обучение, обеспечение обмена опытом с другими странами, то есть выездные мероприятия. Консультируют бизнес-инкубаторы специалисты Некоммерческого партнерства «Институты развития малого и среднего бизнеса».
Есть идея – обращаемся в инкубатор?
Как объяснил Максим Валерьевич, обращаться в бизнес-инкубатор может любая инновационная компания. Компании необходимо подать заявку, которая есть на сайте «Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора», предоставить бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта.
После этого компания попадает на заседание конкурсной комиссии. Заседание проходит не реже одного раза в квартал, по мере поступления заявок. В состав конкурсной комиссии входят представители органов исполнительной власти, коммерческих организаций, банков, финансовых структур, общественных объединений. Кроме конкурсной комиссии проект оценивают эксперты.
Экспертная оценка также выносится на конкурсную комиссию, и на основании экспертной оценки и результатов презентации проекта перед конкурсной комиссией (для презентации отводится около 10 минут) комиссия принимает решение путем голосования, принять компанию в инкубатор или нет.
«На данный момент в инкубаторе находятся 12 проектов, – рассказывает Максим Валерьевич, – это преимущественно IT-технологии, сконцентрированные на разработке программного обеспечения, беспроводных систем, также есть проекты по телеметрии, металлообработке бериллиевой бронзы. Одним из самых интересных является «Doroga.TV», потому что они наиболее динамично развиваются и одни из первых «выстрелили».
Отмечу, что сейчас подходит к завершению второй год нашей работы и те проекты, которые были приняты самыми первыми, уже постепенно готовятся к выходу из стен инкубатора. Это будет наш первый выпуск. В среднем инкубационный период составляет 3 года. Но это вовсе не значит, что каждая компания будет находиться здесь именно это время. Кто-то может справиться с поставленной задачей и за меньший срок».
Когда «отправляться в самостоятельное плавание»?
«Довольно трудно дать однозначный ответ, – комментирует Максим Валерьевич. – Конечно, есть определенные стадии развития. Во-первых, можно судить по численности штата, по его росту. Если предприятие переходит в разряд среднего бизнеса, то, естественно, это уже не наш клиент. Во-вторых, по обороту компании, прибыли и так далее. Наверное, именно эти характеристики позволят определить степень развития и готовность компании «отправиться в свободное плавание».
Все зависит непосредственно от проекта и скорости его развития. С этой целью отдел инноваций ведет ежемесячный мониторинг проектов по предмету развития в соответствии с бизнес-планом. И если компания отклоняется от ведения данного проекта и начинает заниматься чем-то другим, то она может быть выселена с территории инкубатора. Предложение об исключении из бизнес-инкубатора также выносится на конкурсную комиссию, которая принимает окончательное решение.
Такой прецедент один раз был: одна компания, выиграв конкурс, долго не подписывала документ о том, что заселяется, пропав вообще из поля зрения. Такой подход к делу для нашего инкубатора неприемлем. И если человек решает, что ему необходима поддержка, то надо и относиться к происходящему более серьезно».
Бизнес-инкубатор – проект только на ближайшие 10 лет?
«Инкубаторы бывают не только государственными, но и коммерческими, – рассказывает Максим Валерьевич. – Например, в Скандинавии есть крупная фирма «Технополис». Они создают технологические центры, причем по принципу самоокупаемости.
Наша задача на ближайшее десятилетие, наверное, разработать инструментарий, как этого добиться. Потому что все время сидеть за счет бюджета не хорошо и все это прекрасно понимают. И останавливаться на этом тоже нельзя. Губернатор подтвердил: длительность данного проекта – десять лет. А вот дальше пока никто ничего не говорит. Но хочется иметь какую-то уверенность в будущем и не надеяться «на авось». Значит, нужно работать над тем, чтобы сделать бизнес-инкубаторы самоокупаемыми.
В условиях кризиса, как никогда актуально встает вопрос перспективы трудоустройства населения. В этой связи бизнес-инкубатор акцентирует свое внимание на вовлечении студентов нижегородских ВУЗов в процесс развития инновационного бизнеса. Инкубатором разработана программа стажировки студентов, включающая вопросы, связанные с деятельностью самого бизнес-инкубатора, а также малых инновационных компаний, размещенных в нем. Другими словами молодежь получает богатый практический опыт и более осмысленно формирует решение о своей будущей профессии. Хорошо зарекомендовавший себя студент получает работу, и это отнюдь не пустые слова. Такого рода примеры уже есть и именно во время кризиса.
Взаимодействие с ВУЗами Нижнего Новгорода не ограничивается практикой студентов. Академическая школа – это один из генераторов инновационных идей. За время своей работы инкубатору удалось доказать, что он не конкурент, а очень выгодный и надежный партнер по коммерциализации инновационных проектов. И уже сегодня можно с уверенность сказать, что это направление работает и имеет далеко идущие планы. Постоянное сотрудничество с ВУЗами дает представление об их возможности решения производственных задач с использованием высоких технологий.
У крупных промышленных предприятий Нижегородской области имеется определенный перечень задач, которые они не в состоянии решить собственными силами. Видя это, бизнес-инкубатор совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей запускает пилотный проект, направленный на решение непосредственно производственных задач крупных предприятий. На помощь промышленникам могут придти малые компании и нижегородские ВУЗы, которые имеют новое видение и богатый опыт. Планируется создать непрерывно пополняемый банк задач заводов и искать их решение. Таким образом, будут решаться сразу две задачи: разработка инновационного решения проблемы и решение вопроса субконтрактации с участием малых предприятий.
Польза от подобного сотрудничества очевидна. Налаживать такие экономические связи нужно. Это станет одним из основных направлений нашей деятельности в ближайшее время».
Безусловно, тесное взаимодействие крупных предприятий, малого бизнеса и ВУЗов сулит немалые выгоды всем участникам этого процесса. Надеемся, в ближайшее время начнется осуществление этого проекта.
Таким образом, развитие бизнес-инкубаторов является не только реальной возможностью превратить интеллектуальный потенциал в настоящий бизнес. Более того: бизнес-инкубаторы на сегодняшний день – плацдарм для выработки и реализации новых, нестандартных решений взаимодействия различных производственных, научных и бизнес-структур.
Материал подготовила Анастасия Белина